Начался новый концертный сезон на «Острове песни» — в содружестве клубов алматинских авторов и исполнителей бардовской песни. Второй после открытия вечер был отдан бенефису поэта, композитора, исполнителя Веты Ножкиной — организатора и вдохновителя «Острова». Посвящен он был тридцатилетию ее творческой деятельности и выходу в свет первых книжек стихов «Букет бессонницы» и «На белых скатертях земли».
Светлана Ножкина долго не решалась принять участие в знаменитом Грушинском фестивале. Копила силы. И видимо, не зря. Когда, наконец, она вышла на самую интеллигентную его сцену — «Зазеркалье», то сразу стала её лауреатом. А на зимнем фестивале имени В. Грушина она была уже званым концертирующим гостем. И не первый год ее участие в фестивалях и концертах авторской песни расписаны на много вперед.
Этим летом она побывала с концертами в Туле (а оттуда — в Ясную поляну, в усадьбу Льва Толстого) и на Всемирном Слёте в Коктебеле, проехала в поющем «Синем троллейбусе» по улицам окуджавовской Москвы. Это ведь только тем, кто не ищет в магазинах книжек стихов или дисков с песнями, кто не включает телеканал «Ля-минор» и не настраивается на любимые радиоволны, кажется, что и поэзия вся сошла на нет, и у авторской песни ее золотой век далеко позади. Ничего подобного.
Странный это жанр — бардовская песня. Похоже, ее никакими кризисами не задушишь и не убьешь. И пусть Алматы пока не входит в число ее столиц, но что-то стоящее время от времени взвихряется и у наших «Поющих гор», и на нашем «Острове песни». И конечно, как в развитии любого вида искусства, здесь многое решают профессионализм и преданность делу, интересные личности, создающие стоящие произведения.
Светлана Ножкина приехала в Алматы из Усть-Каменогорска, а до этого жила в Серебрянске, где преподавала в школе, в которой училась когда-то сама, где тридцать лет назад написала свою первую песню. А Усть-Каменогорск — это клуб авторской песни «Зеленая карета», это встреча с Евгением Зининым и Евгением Курдаковым, это пришедшее понимание того, что ее песни нужны кому-то. Там выстраивались первые творческие программы, начинались поездки по городам и весям, были театр авторской песни, фестиваль «Алтайская струна»…
Когда лет семь назад она приехала в Алматы, первое, что захотелось ей сделать, — создать какой-то общий центр. Так появился «Остров песни», собирающий на одной площадке клубы авторской песни Алматы. Первый концерт-моноспектакль Светланы Ножкиной, Николая Хана и Сергея Сидорова назывался «Любовь на троих» и первых своих зрителей собрал в квартире Ножкиных. А потом концерты «Острова песни» проходили в ресторанах города «Страдивари», «Транс-форс», и желающие попасть в зал резервировали места заранее.
Но главное, как считает Светлана, это то, что алматинских, казахстанских поющих поэтов все больше узнают в большом поющем братстве. На зимнюю «Грушу» она повезла музыкальный MP3-альбом с программами 2006-2007 годов, в котором собраны песни тех, кто были гостями и остаются жителями «Острова песни». Здесь же стихи в исполнении Валерия Михайлова, Надежды Черновой, Бахыта Кенжеева, мои собственные… Каждый из нас выступал на «Острове песни».
Кроме таких сборных программ, дисками становятся концерты «островитян», а выпущено их уже более сорока наимернований. Профессиональным телеоператором Борисом Беликом снимаются видеофильмы, которые востребованы на республиканских телеканалах, в этом году заключен контракт на их показ системой кабельного телевидения InterNews. Светланой ведется большая архивистская работа: собираются сведения обо всех авторах и даже передаются в городской архив. «Остров песни» стал как бы своеобразной мини-академией, которая и научит, и направит, и авторские права поможет защитить, и пиарит, и продюсирует.
Вета Ножкина предваряет свой авторский концерт таким признанием: «Однажды, лет 20 назад ко мне подошел молодой специалист, только что окончивший театральное отделение Юрий Сырцов и сказал: «Я хочу сделать твой бенефис!» И тогда я поняла, что каждый пишущий автор обязательно (хотя бы раз в жизни!) нуждается в таком предложении»…
Не потому ли сегодня площадка «Острова песни» открыта для всех, кто любит этот жанр и работает в нем, начиная с таких известных имен, как Сергей Неверович, ставший лауреатом второго канала Грушинского фестиваля, Эдуард Двухименный и Сергей Таланов, работающие в группе «Северный ветер», — лауреаты Грушинского фестиваля, Александр Карев — член Союза композиторов Казахстана. Авторские вечера расписаны на весь сезон, и вклиниться в это расписание бывает непросто.
Вообще можно заметить, что бардовская песня — жанр «семейный», то ли семьи создаются из поющих сердец, то ли передается эта приверженность по наследству. Вот и проект Светланы Ножкиной «Остров песни» состоялся во многом благодаря помощи и участию ее мужа Володи. Ну, а дети? Сегодня не редкость во многих семьях, когда дети не разделяют увлечений и занятий своих родителей — идет такое параллельное существование разных миров. Но в семье Светланы Ножкиной сын — студент и один из самых молодых директоров-предпринимателей Казахстана, пишет песни, хотя они ближе к стилю рок, и, обладая уникальным тембром голоса (баритон, ближе к басу), радует и маму, и изредка посетителей «Острова песни». Дочь-аспирантка участвует в выпуске дисков, и это ее рисунки украсили книжки стихов мамы, и именно на своих близких Вета проверяет все новые написанные вещи.
Как считает Светлана Ножкина, молодые вообще чаще всего входят в авторскую песню «из родительской колыбели», либо благодаря друзьям своих родных. А интересная молодежь есть, и это радует. Вот Маша Таланова успешно развивается возле папы и мамы, которые уже вросли в этот жанр. Папа Сергей Таланов — лауреат Грушинского фестиваля, и сама Маша (с аккомпанементом мамы Карины) тоже лауреат детской сцены Грушинского фестиваля, у них уже была своя сольная программа на «Острове песни». Лена Трубачева начинала с хора своей мамы; у Лены сольная программа на «Острове песни» уже состоялась в новом сезоне.
Есть целая творческая семья Хайленко. Все: дедушка, папа, внуки — поют, и еще как поют! У Алексея Хайленко (среднее поколение поющей семьи) с успехом прошла дебютная программа этой осенью. А у Руслана Невского в его семь лет уже две песни собственного сочинения, одна называется «Непутевая жизнь». Видно, как серьезно он задумывается над жизнью, совсем в традициях жанра, впрочем, по-другому и быть не может рядом с бабушкой и дедушкой — исполнителями классической бардовской песни.
Два года назад «островитяне» впервые участвовали в детско-юношеском конкурсе «Струнная капель» в Астане, который проводят Гульзада Жаркимбаева и один из главных организаторов взрослых казахстанских фестивалей Максат Сарсенбеков. А теперь Светлана Ножкина уже член жюри «Струнной капели». Традицией становится проведение мастер-классов. Первые прошли на Иссык-Куле, на фестивале памяти Насера Кульсариева, в котором приняли участие Алексей Иващенко и Ирина Алексеева из Москвы, Константин Мыльцев из Томска, Алексей Брунов из Санкт-Петербурга, Евгений Зинин из Усть-Каменогорска, объединившиеся в своеобразную мастеровую команду. Потом на мастер-класс был приглашен Александр Макаренков из Москвы. Провели и эксперимент: поэтический мастер-класс, на который пригласили поэта Валерия Михайлова.
На своем авторском вечере Вета, как и положено, пела песни на свои стихи: и уже известные «Плач по тихой воде», «Да боже ж ты мой…», «Отпускают деревья листья по осени…», «Страна тюльпанов», «Два ежика», «Папка, твоя война…», «О бабочке, цветке и ангеле» памяти Евгения Курдакова, и «Люську», и те, что вышли за рамки авторской песни и живут своей жизнью в репертуаре других исполнителей — «Песня мамы» (исполнитель Лариса Коротиченко), «Мой Алматы» (исполнитель Акалтын Бекболатова), и новые.
Чем интересно творчество Веты Ножкиной? Думаю, своеобразием и новизной интонации, где сошлись и свежесть восприятия мира, и искренность выражения. Она очень разнообразна в своих песнях — лиричная, философичная, строгая, лукавая, задумчивая и даже немножко шальная и фривольная. Не зря ее «Люську» на Грушинском фестивале окрестили «Цыганочкой», под которую руководитель «Зазеркалья» Александр Роттенберг не удержался и пустился в пляс. И мне кажется, следование народной первооснове, которая чувствуется в лучших ее песнях, врожденное умение почерпнуть из этого неиссякаемого, но порой забываемого кладезя и есть главное, что отличает творчество Светланы Ножкиной-композитора. К тому же Господь одарил ее красивым, интонационно богатым голосом, которым она может передать и поднебесную воспаренность, и земную страсть.
Редкое умение расслышать, распознать, высвободить единственную мелодию, изначально заложенную в стихотворении, сделало Вету Ножкину композитором, которому авторы с радостью доверяют свои стихи. На заочном Грушинском форуме в безусловные лидеры вышла песня Светланы Ножкиной на стихи Валерия Михайлова «Фонарь качался и скрипел…» А у меня любимой остается их песня «Пети-пети», в которой будто сошлись голоса и птиц небесных, и ангелов.
Светлана рассказывает:
— Маленькая книжица, подаренная мне Валерием Михайловым, оказалась настолько по мне, что захотелось петь эти стихи. Песня «Пети-пети» чудно воспринялась на ташкентском фестивале в Чимгане, даже птицы, казалось, подпевали. А вслед за ней появилось еще несколько песен. Помню, когда мы начинали работу с Бахытжаном Канапьяновым над нашим общим проектом, я испытывала опасение — вдруг я понимаю слово не так и могу привнести музыкой другой смысл… Но, видимо, в творческих союзах и ценно взаимодействие для рождения нового.
Взаимодействие для рождения нового, желание, чтобы не только тебя услышали, но и услышать других — это довольно редкое качество, а в наше разобщающее время — особенно. Может, потому и территория, где оно встречается, называется не континентом, не материком, а островом… Поющим островом Светланы Ножкиной.
Любовь ШАШКОВА
- В настоящее время статья недоступна ↩︎