Статья опубликована в журнале «Ветер странствий»-№37 (в настоящее время недоступна)
Вот и заканчивается 2012 год. Ещё одна широкая жизненная полоса остаётся в прошлом. А на полосе этой – встречи, расставания, разочарования, удивления, подъёмы и спуски, новые книги и, конечно, песни.
«Остров песни» отпраздновал свой десятилетний юбилей и спешит в новые невиданные доселе дали, в которых островитянам предстоит, подобно Санта Клаусу, разобрать огромную кипу «корреспонденции». Но Санте сложнее – у него времени остаётся всего-то до 31 декабря. А у Острова впереди – вечность, которой должно хватить, чтобы оцифровать видео, и звуковой плёночный архив, чтобы упорядочить, наладить, отрегулировать схему подачи песни от автора к слушателю.
А слушатель наш особенный – он талантливый! Он готов и после рабочего дня думать-думать-думать над смыслами, которые выдают нагора наши талантливые авторы.
Об одном из авторов, который как бы и не только песенный автор, а ещё и художественный, я хочу рассказать особо. Знакомьтесь – Владимир ЮН.
На Автопортрете Владимир – вдумчивый наблюдатель. Он смотрит уверенно и несколько озабоченно в твои и мои глаза. Ожидая ответа. Ожидая общения.
Владимир уже более тридцати лет активно общался с песенными друзьями. Поскольку сам пишет песни, сам был частью большого песенного сообщества «Тоника», сам руководил огромным фестивалем «Чимбулак» — ему есть что сказать, есть, чем выразить себя.
На фестивале Бардовской песни и поэзии, который проходил в Алматы с 23 по 25 ноября уходящего года, у Владимира состоялась выставка его художественных портретов, которая носила название «Эпоха бардов».
Здесь были представлены четырнадцать работ в портретах Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Леонида Сергеева, Виктора Баранова, Александра Розенбаума, и наших гостей фестиваля – Валентина Вихорева и Владимира Шемшученко.
Что передаёт художник портретом? Какие грани он выпячивает, что затеняет, в каких элементах выказывает характер и видимую только ему – художнику – сторону мысленных взаимоотношений?
В вопросах, адресованных Владимиру Юну, художник высказался вот так.
Когда и как пришла идея подобного рода изображений?
В.Ю.: Идея пришла, как всегда — случайно, мой старший сын Сережка дизайнер и я приобрел ему на день рождения профессиональный графический планшет для рисования — на нем рисуешь как на ватмане, хочешь кистью, хочешь пером, да хоть чем и еще валом различных стилей, короче просто ФАНТАСТИКА! Почитал в инете характеристики и описание, слегка прибалдел от возможностей и купил себе поменьше но с такими же прибамбасами… слегка попробовал в стиле карандаша и … Остапа понесло…
У меня же первое образование — худграф незаконченый, и пять коридоров в худфонде.
Что предшествует написанию портрета, что вкладывается в него?
В.Ю.: Портрет оказался не простым занятием, очень тяжело рисовать лица с правильными чертами лица — не зацепишься. Да и вообще не все получаются. Если заметила, ни один портрет не похож на другой по стилю, скажу больше — от меня это не зависит, я только начинаю, а заканчивает Муза и провидение. Вкладываю во все без исключения работы только Любовь.
Планируются ли ещё работы?
В.Ю.: Специально ничего не планирую. Очень хочу сделать портрет Леннона, очень… вот наберусь храбрости и …
Владимир, ты сам автор песен. В них проглядывает твоё художественное видение жизни. И ты тоже выступал в концертной программе фестиваля. Скажи — что для тебя такое — «песня»?
В.Ю.: Песня — это в первую голову чувство, и во вторую — смысл, все остальное от лукавого.
После проведённой выставки мы составили план намерений на будущий год — с расширенной экспозицией выставки работ Владимира Юна.
«Читая» портеры Владимира, мне захотелось поделиться с тобой, читатель, своими впечатлениями о некоторых работах. И, если у кого-то возникнет желание подискутировать – это всё можно описать на сайте akbard.kz.
Юрий КУКИН
Юрий Алексеевич Кукин. Только так – уважительно – по имени-отчеству. Очень интересное решение — блики от костра на одной половине лица говорят о том, что нам, слушателям его песен, открыта только часть его жизни, как, впрочем, и от каждого человека мы видим только малую толику… В весе уставшего, глубокого взгляда присутствует лёгкость. Тяжесть и лёгкость — одновременно. Вес и воздух. Соотношение двух неделимых составляющих целого. Вспомнилось мне, как в Питере, в 2010 году он вышел на сцену Ленкома, к тысячному залу, и по старой привычке не сел на стоящий по центру стул, а с лёгкостью юнца запрокинул на него ногу, как на подставку. В этом положении читались и открытость по отношению к слушателю «что ж это я перед вами буду сидя…», и – опять же в привычке – сноровка молодости, когда Юрий Алексеевич ещё только начинал преподавание фигурного катания.
И во всём этом читались строчки его, теперь уже легендарных песен: «я – маленький гном…», «а я еду, а я еду за туманом», или вот этой – «я губами солнце снял со щеки…».
Может быть, именно в таком: солнечном свете с одной стороны, и лунном – с другой, запечатлел Владимир Юн одного из своих любимых авторов.
Юрий ВИЗБОР
Почему чёрно-белое решение…Может, кому, как не Юрию Иосифовичу пришлось встать к контрасту ближе всех своих поющих друзей. А может потому, как монументальность личности только вот так и подаётся – с контрастом чёрного и белого.
Настоящая фамилия Юрия была Визбарас. Он – литовец. И имя – Юзик. Об этом рассказала Татьяна Визбор – дочь Юрия Иосифовича и Ады Якушевой. «Отец поменял всё, вплоть до национальности. Отец его был Ионас, так он стал Иосиф Иванович Визбор. Отбросили «ас», непонятное для пролетариата…».
И, плутая взглядом по портрету, всплывают строчки песен Юрия Визбора:
Тот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы «Л»,
Заканчиваясь мягким знаком.
(Юрий Визбор, «Деньги»)
Дай мне руку, слово для меня скажи,
Ты – моя тревога и награда.
Мне б хотя бы раз с тобой
Прожить всю жизнь,
И, клянусь, мне большего не надо.
(Юрий Визбор, «Мне твердят…»)
Булат ОКУДЖАВА
И вновь начинается рассмотрение портрета с цвета. Мудро-романтичный бледный фиолет перетекает в серые контуры дождя на то ли Арбате, то ли французской улочке, по которой плывёт троллейбус.
Песни Окуджавы — это некий магнит, притягивающий всё входящее в поле песни пространство, в котором «Совесть, благородство и достоинство вот оно, святое наше воинство». Окуджава пишет в пояснительной записке к одной из песен:
«…Художник видит перед собой единственную задачу — рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман — всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам…».
Так и в портрете Владимира Юна – художник рассказывает о себе через портреты бардов, чьи имена трогательно запечатлены поколением любителей глубокой, содержательной песни.
До скорых встреч, дорогой читатель. Ярких впечатлений тебе в новом году. Добрых песен.
Ваша Вета Ножкина, и портреты работы Владимира Юна.