Попытка систематизации песенных жанров

Часть 1

ПЕСНЯ — КАК ЖАНР

Песня, проходя через века, какой она была вначале, самая первая песня, та, которая появилась, как потребность?

В исследовании и размышлениях о сущности и назначении песни, меня преследовала мысль, что каждый человек, изображая своё видение мира, подобно художнику, поэту или писателю — получает свою картину мира, которая не может быть плохой или хорошей — она просто своя картина. И, подобно тому, как каждый из нас раскручивает своими ногами свою землю, свою жизнь, вспахивает свой клочок земли, растит своих детей — всё это создаёт в нас индивидуалов. Мы можем быть с кем-то в чём-то похожими. Мы можем не принимать взгляд на жизнь своего соседа. Кого-то мы приближаем к себе и, сделав попытку познать его, объединившись с ним, разделяем интересы. Но, дабы не пребывать в хаосе мнений, в разные времена находились ищущие умы, желающие систематизировать происходящее. Поэтому, с помощью проб и ошибок, придуманные (или продуманные) предположения превращались в каноны, становились правилами. Эти процессы неминуемо коснулись всех областей жизни, в том числе и искусства.

Изучая историю древней песни, мне пришлось натолкнуться на один немаловажный факт — первые песни не придумывались, они появлялись, как продолжение событий жизни: у матерей — чтобы убаюкать детей, у воинов — чтобы запугать врага и настроить себя на бой, у вдов — чтобы оплакать, навыть, подобно волку, боль расставания, у верховодителей — чтобы складно донести свою мысль народу. Историческими эти песни назовут позже. Они — будто движение истории — не нарочиты, не придуманы. Большинство персонажей песен — не выдуманные герои: цари, государственные управители, полководцы, вожди народных колыханий, участники событий, простые воины. Но встречаются в исторических песнях и вымышленные герои, на которых хотелось бы равняться, которым приписывались желаемые подвиги. Культурологическая ценность песни этого пласта масштабна и именно отсюда, на мой взгляд, появляется песня, полная жизни, песня, несущая всё самое ценное, что есть в человеке.

Романтические настрои появлялись позже, и посыл их появления иной. Не уводя в тенёты размышлений, прихожу к необычному выводу и даже обескураживающему — не безделье ли лежит в основе романтического настроя? Ведь в отличие от песен-потребностей, выражение чувственной стороны требует времени на обдумывание и периода осознания… Пусть это пока останется вопросом.

К документальным, историческим песням в первую очередь отнесены эпические былины (ста/рины), сказы, баллады. Эти песни носят событийный характер, в котором сплелись прошлое и настоящее, бытовое и героическое, смешное и трагическое. Но во всём шло развитие событий — фабула, вплетающаяся в сюжет. И вот здесь, пожалуй, пролегает грань перетекания народной песни в песню знати. Исторически этот переход произошёл, когда впервые хозяин признал себя хозяином раба. Разделение населения планеты по социальным слоям породило и различное понимание жизненного пространства. В песнях появляются гордость (за овладение) и гордыня, тщеславие и насмешка, а так же преклонение, благодарение, боязнь за наказание и многие другие качества человека. И, как итог, появляется обрядовая песня, изобилующая выдумками. На этом же этапе происходит и реформа песни, которая уже начинает жить по правилам ритмики и разновысоты стиля.  Михаил Ломоносов, сделав весомый вклад в теорию русского стиха, теоретизировал и содержимое песни. Негоже было челяди петь «высоким штилем», а знати опускаться до низкого. Посему и размер песни был реформирован, разделившись на двудольный и трёхдольный — для низшего или неглубокого потребления, и — четырёхдольный, признанный, как стиль благородного, размеренного общения.

Здесь мы видим, что песенные жанры появились как исторически сложившиеся линии, обобщившие общие черты, свойственные обширной группе песенных произведений. Подобно литературной составляющей, как одному из факторов, определяющих принадлежность песни к тому или иному песенному жанру, в анализе песни мы должны особое внимание уделить следующим моментам:

—  тематике (выяснение жанровых истоков);

— преобладанию эстетических качеств песни, её художественной значимости, а именно  идейно-оценочному настроению песни — сатирического, гражданственного, патетического, или трагического характера;

— форме (динамический план, кульминация, развитие образов, характер и мера контрастов)
— способу построения образа в песне (с помощью символики, аллегории, документальности);

—  характеру изображения (текстовая драматургия, на какого слушателя рассчитана);

— специфике музыкального образа (круг образов и музыкальная драматургия в т.ч. проблема идентичности музыкальных фраз, реминисценции);

—  обобщению музыкального содержания (стиль, соотношение музыки и текста и др.);

—  месту и условиям исполнения (концертные, камерные; сценическое поведение в песне — характер движений, мимика, костюм, необходимость декораций).

Во многих случаях при изложении общей теоретической проблемы в качестве доказательства анализируются соответствующие образцы. Мне пришлось проанализировать более двух тысяч песенных произведений, и сделать выводы по вышеуказанному анализу. Но, кроме того, я пытаюсь и вас, уважаемый читатель, подвести к выводам обобщающего характера. На этой основе сделать резюме — анализ песни произведёт очевидное и определит своё местоположение в исторических линиях песенных жанров.

Моя предлагаемая схема линий песенных  жанров выглядит следующим образом:

1. Эпическая, историческая песня

• 1.1.  Былины, баллады, сказы

• 1.1.1. былины, баллады, сказы

• 1.1.2.   псалмы 
• 1.1.3.   духовная песня (калики перехожие или русский духовный стих, современная православная песня…)
• 1.1.4.   благочестивая песня (сектантская, старообрядческая, светская песня о божественном порядке…)
• 1.1.5.   патриотическая песня (революционная, песня о Родине, о родном крае,  песни о комсомольцах, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне, о героях, афганская песня и т.п.)

• 1.2.   Песни профессий, рода занятий, видов деятельности

• 1.2.1.   песня бурлаков, батраков, ямщицкая песня, песня извозчиков, почтальонов, булочников, скорняжников, песни рабочих и т.п.

• 1.2.2.   песня строителей, монтажников, лётчиков и т.п.

• 1.2.3.   песня военных, песня моряков, милицейская песня, песни авиаторов

• 1.2.4.   песня туристская, альпинистская, песня спортсменов, песня рыбаков и т.п.

• 1.2.5.   песня блатная, тюремная, песня каторжан, лагерная, сиротская, песня беспризорников, дворовая песня…

• 1.2.6.   песня студенческая, школьная

• 1.3.   Личностные песни

• 1.3.1. личностная (бардовская) авторская профессиональная

• 1.3.2. бардовская авторская самодеятельная

2. Обрядовая, культовая песня

• 2.1. Календарно-обрядовые песни

• 2.1.1.   календарно-обрядовые 
• 2.1.2.   песни-описания (о природе, о море, о горах, о городах, о реках, о дорогах, о животных, птицах и т.п.) 
• 2.1.3.   конъюнктурные песни

• 2.2.   Семейно-обрядовые песни

• 2.2.1.   семейно-обрядовые (свадебная, причитание, плач и т.п.) 
• 2.2.2.   колыбельные 
• 2.2.3.   песни для детей

• 2.3.   Скоморошины (песни-развлечения)

• 2.3.1.   шутовские песни, частушки, песни-куплеты

• 2.3.2.   песни-новеллы комического содержания

• 2.3.3.   пародийные (пародии, пародийные баллады,  песни КВН, песни-перепевки…)

• 2.3.4.   небылицы

• 2.3.5.   плясовые песни, игровые, хороводные, кабацкие

• 2.3.6.   эстрадные песни


• 2.4.   Лирические песни

• 2.4.1. русский шансон начала XX века (А.Вертинский, В.Козин и др)

• 2.4.2. лирические песни, любовные песни

• 2.4.3. современный шансон

2.5.   Романс

• 2.5.1.   романс XVIII-XIX веков

• 2.5.2.   романс XX-XXI вв (городской романс, классический романс)

• 2.5.3. цыганский романс

• 2.6.   Песни русского рока

• 2.5.1.   тяжёлый рок, лёгкий рок, панк-рок, метал, рэп

• 2.7.   Театрально-ролевые песни

• 2.7.1.   песни для спектаклей, кинофильмов, оперетт
• 2.7.2.   драматические песни


• 2.8.   Народные песни

• 2.8.1.   народные
• 2.8.2.   казачьи, гусарские

Остановимся подробнее на некоторых аспектах песенных линий.

В эпической песне повествуется о событиях, предполагаемых в прошлом, а личность автора до предела устраняется, идёт полновесное отражение жизни в её исторической подоплёке. Именно в былинах повествуется о «бывалом»: о богатырях, наделённых необыкновенной силой, их врагах — человекоподобных чудовищах, о конях златогривых, о птицах вещих, змеях, волшебницах. И жили они не где-либо в безвоздушном пространстве, а в древнерусских городах — Киеве, Новгороде, Галиче, на просторах южнорусских степей, в дремучих лесах, у Днепра, Волги, на берегах северных морей. Былины по-другому именовались, как ста/рины. Исполнялись былины напевным голосом, речетативно, в основном под аккомпанемент гуслей. Зафиксированы исторические факты исполнения героических песен народами Сибири и Крайнего Севера, в тематике которых очень много сходств с былинами. Былины всегда несли сюжетное богатство. Их герои непременно становились победителями. Патриотизм и идеализирование были обязательной составляющей каждой былины. В более поздние периоды в былинах появляются фантастический и мифологический слои, но лишь с целью гиперболизации, важности происходящего. В образах богатырей  необходимо было показать только добродетели и силу, доблесть и нравственное начало — всё, что стоит на службе государственного кодекса чести воина. Такой воин не может погибнуть — он всегда впереди и непобедим. В музыкальных темах преобладает мажорная пафосность преподносимого материала, и обязателен апофеоз заключительных тактов.  Илья Муромец, Добрыня, Алёша Попович, князь Владимир, богатырь Иван, крестьянин Микула — это герои песен о подвигах, ставшие достоянием мировой культуры.

Ещё на одном особом пласте песенных жанров хотелось бы остановиться подробнее. Духовная песня — это песня созидания и прославления природы, духа человеческого бытия. Много общих черт она имеет с былинами, так как назидает в неотвратимости своей силы, мощи. Тексты религиозного содержания предназначались для исполнения во время богослужения и в быту. Классическими примерами высшей духовной песни были и остаются псалмы. Но существует и отдельное понятие «духовной песни».

В послании к Колоссянам мы читаем:

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16).

Псалмы являются каноническими произведениями, к созданию которых имели право относиться только глубоко посвящённые верующие и благословленные авторы. Духовную песню мог предложить любой из рабов Божьих, но становилась она признанной лишь в случае совмещения множества составляющих.

В основе духовной песни лежит поучающее и вразумляющее воздействие, не обременённое громкой музыкой и ритмом, распространяющееся на все чувства добродетели и радость за своё существование. Каждое слово духовной песни приближает внимательного слушателя к Богу. Это и восхищение великолепием всего творимого на Земле, чувственное понимание проникновения в Природу. Печать Слова Божьего лежит красной линией в духовной песне. Поэтому следует  отграничивать духовную песню от благочестивой. Важными элементами духовной песни является стилистическое построение стиха, приближенное к упорядоченности Слова Библии, с особенностями рифмы и ритма. Мелодия и гармония выдвигают на первый план текст, подчиняясь закону Слова, Божественному порядку. Благочестивая песня тоже может рассматриваться в данной линии жанра. Её особенностью является более упрощенная модель духовной песни.

Анализ современной ситуации с песней указывает на то, что время на всём оставляет след, внося исторические коррективы. С развитием цивилизации развивается человек, как личность. Личность начинает решать свои философские проблемы — в разговоре с самим собой, со своей совестью. Где-то вступает в конфликт (опять же с самим собой), где-то говорит о нравственности и других категориях человека. И если общественный строй навязывает свою точку зрения, личность может не согласиться. И это всё находит отражение в песнях. Ведь песня является особым способом самовыражения. Глубоко обдуманная мысль, заключённая в формулу стиха, подаваемая под несложный аккомпанемент, встречала большее понимание, нежели манифест, изложенный пусть даже самыми верными фразами. Чаще это песни документального характера, ведь автор не возник ниоткуда, его породила эпоха. Автор подобных песен — глубоко думающий индивид, зачастую владеющий культурой мышления, знающий его законы,  он способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать общие подходы наук применительно к тем или иным видам профессиональной и социальной деятельности. Личность.  В его песнях главенствует спокойное, размеренное, мудрое повествование о том самом главном, что волнует человека. Но и формула слов подаётся не на обыденном, бытовом уровне, а с использованием множества художественных элементов, доступных только образованному человеку. Музыкальные составляющие этих песен как будто отходят на второй план, высвечивая важность каждого сказанного слова. Многие источники употребляют в отношении подобной песни термин «авторская», привнёсший терминологическую путаницу, ведь у каждой песни есть автор, и не все понимают, что авторская — значит «штучная» (по Андрею Анпилову01).  Всё большее проникновение самодеятельных, художественно-слабых песен в поле жизни человека тоже начинает претендовать на попадание в данную категорию, опять же внося путаницу, называя себя «авторской». Поэтому и возникла необходимость введения другого термина. Ближе всего для меня оказались работы Владимира Ланцберга02, много и подробно описывавшего своё видение этого жанра. Именно у него мы впервые встречаем термин «личностная песня».  Здесь я опускаю рассуждения-несогласия связи личностной песни со средой востребованности, дабы не этот вопрос сейчас раскрываю, и задаюсь целевым направлением —  где место личностной песне в исторических жанровых пластах? В раздел обрядовых она не попадает, так как чаще не является выдумкой. Быть выведенной в отдельную песенную линию она тоже не может, потому как строится на конкретных исторических отрезках развития человека. Поэтому в линии эпических, исторических песен она займёт отдельную позицию, как личностная песня. Личностная песня лишена выяснения лирических, чувственных взаимоотношений между героями. Главной формулой личностной песни можно вывести очень важный вопрос — «как оставаться Человеком?».

Поля документальности и чувственности не могут находиться в одной плоскости. Всё неосязаемое и реальное противоположно друг другу. Поэтому чувственность, переживания, сантименты отнесём к категории выдумки. Линия обрядовости как раз и держится на этом главном сегменте. Изобилие взаимоотношений друг с другом — дружба, любовь, интимность, мотивы разочарования, бренность земного бытия создают определённую риторичность в изображении эмоций. Здесь мы видим целую группу песенных жанров — романс, элегию, канцону, баркаролу — вышедших из древних и пришедших в новоевропейские музыкально-поэтические виды песенных жанров.

В конце XIX-начале XX веков формируется вставшее отдельной крепостью эстрадное искусство, включающее и песенное выражение. Но к какой жанровой группе будет принадлежать этот вид? Песни эстрадного назначения имеют несложный обозревающий сюжет, воздействующий на слушателя с очень разными целями. Если эстрадная песня начала XX века в лице Александра Вертинского, Вадима Козина  имели цель обличения, иносказательного высмеивания, восхваления добродетели, то эстрадная песня территории России 30-х — 80-х годов, попадая под зоркий взгляд цензуры, становится конъюнктурной, и несёт политические оттенки. Она будто продолжает  традиции обрядовости, но уже принадлежащие новым веяниям государственного строя. Но это отдельная история — история советской песни. Начиная со второй половины XX столетия, эстрадная песня всё больше склонна к увеселению, предполагая отдых после тяжёлого трудового дня. Значительное влияние на песню этого периода начинают оказывать западные песенные течения. И при этом раскладе мы видим, что эстрадная песня попадает в жанровую группу развлечений, скоморошин.

Куда же будет отнесён жанр песенного рока? Мы говорим только о ярких образцах жанровых представлений. Поэтому уместным здесь будет употребление имён Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя и его группы «Кино», групп «Алиса», «Чёрный кофе»,  «Машина времени», «Воскресенье», Майка Науменко и группы «Зоопарк», Александра Башлачёва, Янки Дягилевой, группы «Чайф», «ДДТ», «Агаты Кристи», «Крематорий», «Калинов мост», Чижа, Земфиры и т.п. Хотя любые обобщения субъективны. Ведь как поставить рядом созидательность тем песен Макаревича и разрушительность песен Цоя? Поэтому, округляя всё, что входит в понятие «рок» — следует обобщать с оговорками. Главенствует и перевешивает в этих песнях звук, неся чёткую ритм-секцию, так называемый «гитарный саунд», подчёркивающий психологическое воздействие ритмом, притупляя сознание, подчиняя себе, обезличивая слушателя. Песенные тексты здесь могут нести информационно-повествовательный, но в большей степени трагедийный характер. Драматизм происходящего усугубляется ритмом и это создаёт общее эмоциональное напряжение, порой с отсутствием эстетического наслаждения.  Сатирическое, патриотическое, патетическое здесь если и есть, то склонно к псевдохристианским надумкам. Выдуманный и реальный мир в этом жанре находятся в постоянном конфликте, а так же в хаосе поиска человека в самом себе и поиске оправданий своих мятежных поступков. Философские темы песен может и открывают новые смыслы, но явные стилистические филологические промахи и языковые ошибки более часты, нежели удачные высказывания. В текстах восхваление человека, каков он есть (замечу, не личности, а человека, по природе своей созидателя, творца, и даже божка),  который вроде бы несёт личностную оценку происходящему внутри себя, и этим, кажется, близок личностной песне. Но личностная песня, о которой мы говорили выше, чаще представляет документальность фактов и иную тематическую нагрузку. В ней и роке тематика может совпасть на основе предмета описания, разговора или изображения, но никак не по назначению тематики: в первом случае речь идёт о равновесии, даже созидательности, во втором — чаще всего, о распаде, разрушении.  Музыкальное содержание, место и условия исполнения песни жанра «рок» и личностной песни не просто не совпадают, а диаметрально противоположны. Значит, речь идёт о разных жанровых направлениях. Песенному року более свойственны ритуальные, шаманские, демонические отражения. И уже само назначение музыкальных тем — воздействовать на психику человека — относит этот жанр во вторую линию, к обрядовой песне.

Термин «театрально-ролевая» зародился в моих записях ещё в начале 80-х годов, когда хотелось объяснить самой себе, какому жанру принадлежит творчество Елены Антоновны Камбуровой. Было не понятно — почему её игнорируют сторонники авторской песни, но до конца не принимают театралы. Камбурова создала свой жанр, требующий камерной постановки песни. Такая песня, «рассказанная» исполнителем, втягивала, завораживала и не отпускала долгие годы. Несомненно, на первый план выходит манипуляция сознанием слушателя, подобно, как и в роке, но эта песня раскрывает эстетический пласт неимоверных размеров, заставляя погрузиться в лучшие имена поэзии серебряного, золотого веков и настоящего времени.

Обобщая всё вышесказанное, хочется не упустить одну важную деталь: это субъективное мнение, но предполагающее ваши размышления, уважаемый читатель. Попыткой систематизации песенных жанров занимались многие искусствоведы и филологи. Некоторые теоретические материалы можно почерпнуть из соответствующих учебников и пособий по изучению жанров искусств. Но моя версия, возможно, тоже несёт зерно истины, и будет полезна для тех, кто ещё неоднократно сделает попытку систематизировать песенные жанры.

Часть 2.

О ЖАНРОВЫХ ГРУППАХ

ДУХОВНАЯ И БЛАГОЧЕСТИВАЯ ПЕСНЯ

ДУХОВНАЯ ПЕСНЯ

В русском песенном творчестве определился новый вокальный жанр – современная православная духовная песня, которая своими корнями уходит в древние времена. Она вобрала в себя лучшее от многих жанров песенной классики. Современная духовная песня стала необходима множеству людей, ищущих ответы на свои вопросы и находящих их в Православии.

Бытуют песни на стихи иеромонаха Романа (Матюшина), архидиакона Романа (Тамберга), Леушинской игумении Таисии, инока Всеволода (Филипьева), С. Бехтеева, В. Петрушевского…

Старые духовные песнопения калик перехожих трансформировались в современных условиях в новый жанр современной духовной песни. Этот жанр появился у нас в России где-то в 70-80-е годы XX века, зародившись в монастырях. Впервые эти песни запели сами монахи. Они стали писать песни духовного содержания и исполнять их под гитару. В состоянии духовного песенного вакуума, в котором пребывала на тот период Россия, эти песни стали огромной духовной поддержкой для людей верующих, а для неверующих — толчком для прихода в храм, для воцерковления.

Пришедшие издревле и ставшие наиболее популярными сегодня духовные песни-калики — стихи о Вознесении, об Алексее, Божьем человеке, о Богатом и Лазаре, о Егории, о Страшном суде, об Иоасафе царевиче.

Старинные Роспевы – Фёдора Крестьянина -XVIв, Н.Дилецкого – ок 1630 – ок.1680, Царя Фёдора — 1661-1682, Н.Калашникова – конец XVII – начало XVIII вв, неизвестных авторов, собранные в коллекции А.Юрлова – очень яркие примеры духовной песни XVI-XVIII веков.

Духовная песня, разумеется, отличается от обычных церковных песнопений. И её может спеть каждый, умеющий петь и играть на музыкальном инструменте. Эти песни простые и доступные. Поэтому здесь уместно подразделение данного поджанра на самодеятельную и профессиональную.

Отрадно, что духовная песня вышла за стены монастыря, и её подхватили профессиональные исполнители — Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова и другие певцы.

В современном творчестве конца XX столетия к духовным песням обращаются авторы Вера Евушкина, Елена Фролова, Ульяна Ангелевская, Эльмира Галеева…

Исследователь духовной музыки Э.Трахзель-Паули даёт более жесткое описание жанра в своей работе «Духовная музыка», где он разграничивает духовную песню и плотскую (исходящую от человека, не воцерквленного), и подразделяет духовные песни на три основные группы:

— У нас есть песни, которые несут хвалу Богу, которые восхваляют Иисуса Христа; затем песни, где воспевается Рождество, Страстный путь, также Вознесение и Троица. И, наконец, песни, темой которых является пришествие Господа — это большая и великолепная надежда христианина. Другие имеют какой-то конкретный повод, скажем, крещение, причащение, брак, похороны. Освящение, борьба и победа, молитва и просьба, братство и миссия, эти темы также получают отражение в наших песнях. Не следует забывать также песни, в которых мы обращаемся к неспасенным, и песни, в которых возвещается радостное послание спасения. Наконец, есть специальные детские и юношеские песни.

Итак, 1. песни поклонения, восхваления и благодарения; 2. песни напоминания и внутреннего возвышения; 3. песни, возвещающие Евангелие

Три основных составляющих духовной песни – текст, музыка и ритм преподносятся по важности именно в такой последовательности. Тест при этом через Слово, как морфемную единицу, является средством общения с Богом. Т.е. само слово – уже является духовным элементом.

«С помощью музыки без текста, как правило, нельзя учить и вразумлять. И в том случае, когда текст музыкой или ритмом отодвигается на задний план, содержащееся в нем Слово Христа не может оптимально осуществлять свое поучающее и вразумляющее воздействие. Конечно, это не следует понимать в том смысле, что чисто инструментальная музыка не должна присутствовать в кругу верующих. Священное Писание никакого запрета в этом отношении не выставляет… Итак, песня лишь тогда становится духовной песней, если текст носит на себе печать Библии, Слова Божьего, если он возвещает о Господе. Но здесь нужно сказать, что немало благочестивых песен по своему тексту нельзя рассматривать как духовные. Нередко эти тексты “благочестивы” лишь в кавычках. В текстах этих песен призыв следовать Иисусу превращается в Евангелие без креста, и, таким образом, в самом решающем моменте — в Евангелие без последствий. Если основное высказывание песни все время сводится к тому, что “Иисус — вот это класс”, “Иисус дает нам кейф” или: “Это безумно хорошо, хвалите Господа”, то здесь речь идет, пожалуй, по сути своей об антихристианской песне…. Задача мелодии и гармонии состоит в том, чтобы нести текст. Музыка выполнит свою задачу совершенным образом, если ей удастся выдвинуть на первый план текст и усилить его высказывания. … Ритм, который не соответствует ритму текста, нарушает силу высказывания текста и становится, таким образом, чужеродным, мешающим компонентом. Напротив, сдержанный, ненавязчивый, соответствующий слову ритм помогает нести текст и подчеркивает его и становится, таким образом, третьим элементом духовной песни.». (Э.Трахзель-Паули)

БЛАГОЧЕСТИВАЯ ПЕСНЯ

Благочестивые песни (от балогочестие (по Ожегову) – набожность, религиозность) – это песни на божественные темы с авторским взглядом светского человека, с его неосвященной природной сущностью, а также со всякого рода самоправедностью. Эти песни обращаются в первую очередь к телу, душе и в целом к неосвященной плотской сущности. 
Это песни-размышления о божественном, песни-молитвы светского содержания, нравоучительные песни с использованием религиозных терминов, песни религиозных течений, сектантские песни, песни протестантские, песни Агни-йоги, песни Новой церкви и.т.п. 
Современным примером благочестивой песни являются песни Бояна всея Руси (как автор сам окрестил себя) Олега Атаманова и его сподвижников, называющих себя бардами Мира.
Вот это – Настоящая Жизнь,
Дарованная Музыкой мне,
Чтоб я о Счастьи Песню сложил
И в Добрый Путь отправился с ней!…
Вот это Настоящая Жизнь!»
Олег Атаманов, альбом «От Земли до Небес».

Пафосность музыкальная и словесная приемлемы для таких песен. В основе подобных песен лежит манифест теории мира, придуманный автором, возвеличившим свою сущность, как человека избранного.

РОМАНС

Существуют исторические сведения, что романс зародился за рубежом в XIII-XIV веках, и первые исполнения его звучали на романском языке (откуда и пошло название). Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце XVIII века и обозначал музыкальное поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже гитары или арфы. Появление нового понятия не привело к исчезновению слова «песня». Оба термина существовали как бы параллельно, часто подменяя друг друга. Границы то стирались, то резко проступали. Позднее часто и городской романс называли «русской песней в стиле Варламова или Гурилева», «песни-вальсы», «бытовые песни». Однако отличие между песней и романсом было всегда.

Романс пользовался популярностью в аристократических кругах, среди интеллигенции. И, поскольку всё чаще он стал воспроизводиться авторами в домашних музицированиях, его стали подразделять на бытовой и классический. Бытовой (по-другому — городской) романс отличался от классического несложной мелодией. Классики же романсисты уделяли особое значение музыкальной выразительности. Достаточно привести в пример классические романсы А.А. Алябьева на стихи А.Дельвига – «Соловей», на стихи А.Пушкина «Зимняя дорога», «Два ворона», «Черкесская песня», «Я вас любил», на стихи И.Дмитриева «Ах! Когда б я прежде знала…; всего около 150 романсов Алябьева, А.Е. Варламова – на стихи Лермонтова, Кольцова, Цыганова, Плещеева, Фета (Что отуманилась, зоренька ясная, Ангел, Белеет парус одинокий), А.Л. Гурилева (Колокольчики), П.П. Булахова — «Не пробуждай воспоминаний», «Нет, не люблю я вас», «Тихо вечер догорает», самый популярный на стихи П.Вяземского – «Тройка», А.И. Дюбюка – на стихи А.Пушкина, Я Полонского, А.Кольцова, Н.Языкова и др., М.И. Глинки – на ст.Н.Кукольника «Веселится и ликует весь народ», на ст. Е.Баратынского «Не искушай меня без нужды», А.С Даргомыжского на ст.Ю.Жадовской «Я все еще его люблю», А.П. Бородина – на собственные стихи и на ст.А.Пушкина «На берегах отчизны дальной», А. Балакирева – на ст.А.Кольцова «Обойми, поцелуй…», в творчестве Ц. Кюи – около 400 романсов, М.П. Мусоргского – на собственные тексты и на стихи Голенищева-Кутузова, П.И. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг» на ст.А.Фета и др. 
Классические романсы были требовательны к исполнительской стороне, они обрели такие характерные черты, как утонченная, порой сложная для восприятия неподготовленного человека мелодия, непростые ритмически и аккордные структуры, смена темпов, полиритмия, частые модуляции, виртуозное исполнение аккомпанемента, а главное — исполнение профессиональными вокалистами и музыкантами. Позже исследователями будет отмечено, что несмотря на единую тематику романса, как песен о любви, текстовая структура, музыка и исполнение романса находятся в относительном равновесии. Сущностными характеристиками романса являются «лиричность, диалогичность, интимность». Это, пожалуй, самый эмоциональный жанр: всё здесь – и стих, и мелодия, и исполнение – подчинено яркому выражению эмоций. Некая жеманность, ухарство, чувственность, страстность, сменявшаяся удивительным простодушием, с непременным артистизмом отличали этот песенный жанр от других. Можно согласиться и с тем, что «непременным условием для романса являются предельно простые рифмы: счастье — участье, любовь — вновь, слезы — угрозы. Если рифмы усложнить, то ткань романса будет разорвана, на рифме не должно быть акцента (так утверждает в своей исследовательской работе по романсу Майя Орехова). Техника слова — проста и изящна. Игра словами требует от слушателя внимания, напряжения умственных способностей, поэтому она в романсе не приживается». 
Романс XVIII – XIX веков представлял из себя некую ассимиляцию западноевропейской культуры и русского фольклора. На этой почве возникла так называемая норма романса пушкинско-глинкинского типа. Разновидности русского романса – романс-элегия, романс-канцона, романс-баркарола – были распространены в аристократических кругах, как подражание Западу, но нарочитость их не дали им возможности прижиться на русской почве. 
Важной составляющей городского музыкального быта первой половины XIX века было цыганское пение, заметно повлиявшее на русский вокальный стиль. Цыганские хоры в этот период играли роль «популяризаторов» русского бытового романса, а само цыганское исполнительство вносило в него свои приемы интонирования.
«Раскол» между «высоким» профессиональным и «низким» бытовым (городским) романсом, наметившийся еще в середине XIX века в связи с открытием первых русских консерваторий, в начале XX века окончательно «поляризовал» эти два типа романса.
Основные темы романсов — мотивы лунной ночи, соловьиных песен, сада как места свиданий влюбленных, темы разлуки, нарушенной клятвы, безответной любви, невозможности вернуть утраченное счастье, любовь – стали штампами и для профессионального и городского романсов. 
Свой первоначальный вид романс, как жанр, утратил в конце XX- начале XXI столетия, несколько разрушив присущее этому жанру в прежние времена, оставляя прежнюю тематику, но усложняя образность и стилистические характеристики.

В XX веке он получил активное развитие в кинематографе, где стал элементом стилизации под какую-либо эпоху («испанские» романсы Г. Гладкова «Собака на сене» и др., ), обозначением определенного культурного слоя и общественных настроений («Белой акации гроздья душистые» В. Баснера, к/ф «Дни Турбиных», а так же выразил лирическое состояние героев («Романс Рощина» Н. Богословского в к/ф «Разные судьбы», романсы М. Таривердиева в к/ф «Ирония судьбы» и др.) Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы — «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова / спектакль «Юнона и Авось».

Некоторые черты городского романса можно найти в творчестве Л.Успенской, М.Шуфутинского, В. Токарева, А.Новикова, в некоторых произведениях Ю.Кима (Не покидай меня, весна), Ю.Гарина, В. Мищука – на ст.А.Тарковского, А.Иващенко (Для вас я шутка), Б.Окуджавы (Дежурный по апрелю, К чему нам быть на «ты»), Е. Аграновича (Любовь стараясь удержать), А. Суханова (Среди миров), В.Каденко (К пустым полям), Ю.Лореса (Мы будем жить с тобой)…

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОГО ШАНСОНА И СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ШАНСОН


Если придирчиво подходить к термину «шансон», то к русской культуре он имеет малое отношение, т.к. его корневые значения лежат в области французской культуры, представленной именами Шарля Азнавура, Ива Монтана, Жака Бреля, Эдит Пиаф…, исполнявших песни собственного сочинения, судя по переводам которые были достаточно разнохарактерными – и социальными, и политическими, и лирическими. Эмоциональная сторона песен очень яркая драматургически. Это прочтение песен подобно песенному театру одного актёра. 
Песни этой группы производят очень большое впечатление, благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения.
Наиболее близкими к французскому шансону на территории русской культуры стали Александр Вертинский, Вадим Козин… (Иван Козловский, Пётр Лещенко, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Леонид Утёсов, Жанна Бичевская, Елена Камбурова… – с оговорками, т.к. они были исполнителями, а не авторами). 
Из эстрадного пласта – Владимир Серов, Николай Носков…
Из классического – Дмитрий Хворостовский…
Из личностной песни – Владимир Высоцкий, Виктор Луферов, Альфред Тальковский, Александр Розенбаум, Олег Митяев, Ольга Качанова, Елена Фролова, Вера Евушкина… 
Это песни продолжения традиций французского жанра, в которых исполнительская сторона подчиняет себе текст и музыкальное сопровождение. Тексту присуща сюжетность, с развитием драматического конфликта, интеллигентность. Глубина текста варьируется, но в сторону философской сложности, приглашающей к размышлению. Это благородная песня, исходящая из добродетельных поступков, поиска истины. 
Поскольку песни авторов второй половины XX столетия и начала XXI в русской культуре уже не могут, в силу сложившихся обстоятельств вокруг термина «шансон», напрямую соответствовать данному жанру, их можно обозначить в жанровых линиях, как песни продолжения традиций французского шансона. Отличие такой песни от личностной – в художественности сюжета и драматической подаче в исполнении. 

Немаловажно знать один момент: рядом с шансоном во Франции существовал жанр — «шансонетка», отличающийся от шансона главной характеристикой – как песня более лёгкого содержания, даже иногда фривольного характера.
Современное понимание русского шансона уходит в сторону облегчения текста, незамысловатости аранжировок. Поднимаемые темы в песнях современного русского шансона далеки от обличения, философствования, политических вопросов. Это песни – покаяния, размышления о сложностях жизни, быта, о взаимоотношениях, о любви, разочарованиях, рассказы от первого лица, признания, восхищения, душевные переживания, эмигрантская тема, белогвардейская, офицерская тематика… Несложность текстов, незамысловатость сюжета (иногда в этих песнях присутствует куплетная – не сюжетная форма) и яркая драматическая сценическая подача характеризуют группу современного русского шансона. 
Понимание этой группы песен отождествляется с именами Вили Токарева, Михаила Круга, Александра Новикова, Аркадия Северного, Кати Огонька, Любови Успенской, Михаила Шуфутинского, Сергея Трофимова, Гарика Сукачёва…

КОНЪЮНКТУРНЫЕ ПЕСНИ


В линии «обрядовой, культовой песни» этот подраздел появился неспроста. Это придуманная песня, как правило, песня-посвящение – событию, человеку. В песне подобного рода идёт некое сглаживание неугодных моментов, «исторических углов». Это песня провозглашения, прославления политики, строя, линии руководства. Это песня, написанная на заказ. Описываемые события в ней могут соответствовать историческим вехам. Подача подобной песни идёт в торжественной, бравурной окраске – с нагнетанием событийного трагизма до драматического, но непременно с выходом в светлое окончание, в мажор. 
Песни на стихи Виктора Гусева и музыку Тихона Хренникова — «На грозную битву вставайте», «Лихая артиллерийская», «Но дело не в этом, друзья», «Казак уходил на войну», «Песня артиллеристов» — были написаны на заказ для кинофильмов, которые снимались во время Великой отечественной войны. И поскольку события фильма предугадывали исход победы, песни должны были соответствовать режиссёрской задумке, и по словам самого режиссёра были своеобразной экстраполяцией в долгожданную победу. Кульминация песни-марша «Песни артиллеристов» как раз и приходится на ее припев: «Артиллеристы, Сталин дал приказ, артиллеристы, зовет Отчизна нас…» Торжественно-радостное, ликующее настроение является главной эмоциональной окраской песни, отражает тот общенародный патриотический подъем, который способствовал победе над ненавистным врагом. 
«Пожалуй, ни в одной из своих предшествовавших песен, – писал о «Песне артиллеристов» исследователь творчества Т. Хренникова музыковед И. Мартынов, – композитор не достигал такой волевой собранности и устремленности. Она осталась одним из музыкальных памятников военных лет».
Почему эту песню нельзя отнести к патриотическим песням? Ведь, исходя из содержания песни, не зная историю её создания, сложно лишь догадываться, что она написана на заказ…Но выдаёт заказной тон – бравурность мелодии и та «волевая собранность», о которой говорит И.Мартынов, предоставленная текстом: 
Артиллеристы,
Сталин дал приказ,
Артиллеристы, зовет Отчизна нас.
Из многих тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину – огонь!
Огонь!
В честь нашего вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в полночный час дадим.

Владимиру Харитонову, получившему задание написать песню ко Дню Победы, было сказано редактором музыкального радио: — Только, пожалуйста, чтобы веселая, радостная. Слез и грусти не надо. 
В воспоминаниях В.Харитонов пишет: — Начал думать. Хожу по комнате, а слова редакторши из головы не выходят. И вдруг вырвалось, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах». Та самая строчка, та главная мысль, от которой пошла вся песня.
Не менее важной для всего строя песни поэт считал еще одну строчку, которая родилась несколько позже: «Этот день мы приближали как могли». Вот что говорил он по этому поводу в одном из газетных интервью: «Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником в каждый из почти полутора тысяч жестоких дней – приближали Победу как могли»…
Яркая песня «День Победы» стала гимном торжества, олицетворением непобедимости советского народа. 
Очень интересно в этом разрезе просмотреть все гимны. Торжественность, пафосность, манифестирование, лозунговость уже отводят песню в разряд назиданий, повелеваний. 
Песни «Как хорошо в стране советской жить» на сл.В. Шмидтгофа, муз И.Дунаевского – бравурный пионерский марш (по заказу для кинофильма «Концерт Бетховена», 1935 год), «Широка страна моя родная» — или «Песня о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача прозвучала с киноэкрана в майские дни 1936 года в фильме «Цирк», поставленном творческой группой кинорежиссера Г. В. Александрова, тоже представляет заказной вариант. «Родина слышит…» — на ст.Е.Долматовского, муз Д.Шостаковича, «Песня о тревожной молодости» — Л.Ошанина, А.Пахмутовой, «Россия» — А.Алымова, А.Новикова, «Авиамарш» П.Германа и Ю.Хайта, «Марш веселых ребят» В.Лебедева-Кумача и И.Дунаевского… — это всё в раздел конъюнктурных песен.
Выполнение заказа аналогично подчинению цензуре. В советское время цензура не могла пропустить «колючие», неугодные политическому строю песни. Поэтому почти все профессиональные песни были подвержены политическому досмотру. Их шлифовка, приглаживание происходили, как норма политики советского периода. 
А вот песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа», несмотря на то, что написана по заказу, может быть отнесена только к патриотическим песням (п.1.14), т.к. искренность её содержания неподцензурна. При глубоком эмоциональном содержании этой песни в ней пафосность сменяется на искренность, торжество строк равняется неподдельному патриотизму. 
Данному пласту соответствует подразделение на самодеятельное и профессиональное творчество. Для самодеятельности здесь, как говорится, есть где разгуляться, ведь посвящения самодеятельные авторы пишут не только друг другу, но и затронувшим их событиям – самые широкоупотребляемые здесь темы: гибель военного корабля, прославление родной Отчизны, восхваления воинов-интернационалистов, песни-посвящения (родным, друзьям, сослуживцам и т.п.), активистские песни небольших партий и движений.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ


Записи народной русской лирики сохранилась лишь с XVII века – на обрывках писарских бумаг, в обгорелых столбцах судных дел, в остатках фамильных архивов…
По-другому лирические песни величают необрядовым песенным искусством, в котором авторы отходили от традиций календарной обрядовости, описывая личные впечатления, чувствования, исповедовались песнями о пережитом, волнующем. Главная особенность лирической песни – движение сердца, страсть, которые заполняют собой всё поэтическое пространство песни, включая в себя событийный ряд. Такая песня могла выявлять типичность нетерпимых житейских ситуаций, протестовала против них, ориентируя человека и коллектив на некий идеал, формируя несгибаемость характера, который раскрывался в моменты общественных движений, потрясавших Россию. 
Самый обширный раздел лирических песен – любовные. Своей утонченностью эмоций они влекли к себе крупных деятелей культуры, мечтавших вместить в своём творчестве могущество русской души. Подобные песни писали Пушкин и Даргомыжский, Кольцов и Балакирев, Аполлон Григорьев и Владимир Одоевский, Островский и Римский –Корсаков, Мельников-Печерский и Лядов. Сюжеты порой были заимствованы из народной лирической песни. Но интерпретации получали профессиональную оболочку и этим обогащали песенный жанр.деализирование действительности – от деталей быта до пейзажа, изображения поступков лирического героя – как будто создавали вторую действительность с игрой светлого (красна девица, раскудрявый добрый молодец, щёки – маков цвет, очи ясна сокола, а вокруг пышная краса термов, дубрав, новые ворота, сады, зелёные луга, быстрые реки) и чёрного (дождей разосенних, туманов непроглядных, ночей дождливых, воронов черных, гибнущей белой лебеди, лютого коршуна и т.п.). В этих песнях глубоки олицетворения. В них и человек, и дерево, и конь, и птица сочувствуют друг другу и переговариваются на одном языке. Они – «существа сходной судьбы» (Акимова Т.М. – О поэтической природе лирической песни). Человек в них «отражён» природой, а природа насыщена человеческими переживаниями.
Такая песня идеализирует мир. В ней нет чёткой системы отграничения «я» исповедующейся личности (как в личностной песне). Своё и чужое в ней меняется местами без каких бы то ни было переходов и пояснений, а это создаёт подчас впечатление неслаженности текстов. И всё же наивно-непосредственная форма схватывает многоликую, сложнейшую природу чувств. Наиболее часто используемые темы лирических песен – песни быта, семейных отношений, юность человека, трепетность первого чувства, радость и драматизм любви, девичья надежда, обручение с любимым, гадания, веселье гулянок, тайные свидания, душевные переживания, здесь человек то взмывает птицей, то никнет, будто срубленное дерево, и спешит изъяснить себя цветущему полю, лесу, буйному ветру, метели, либо, напротив, замыкается в одиночестве…
Однако же немало здесь и тем радости, жизненной энергии, состязание с трудной грядущей судьбой. Женские песни – о тяжести быта, работы, о чужом доме, о детях, о покорности и терпении, об упрёках, о желании вернуться в родимую сторонку… 
«Ромашки спрятались…» – Е.Птичкина и И.Шаферана, «Светит месяц», «Бывали дни веселые…»П.Горохова, «Златые горы», «На тот большак» М.Фрадкина и Н.Доризо, «Среди долины ровныя» О.Козловского и А.Мерзлякова, «Одинокая гармонь» Б.Мокроусова и М.Исаковского, «Из окон корочкой…» Б.Окуджавы, «Отговорила роща золотая» Г.Пономаренко и С.Есенина, «Клен ты мой опавший» С.Есенина и…, «Ночь светла» М.Шишкина, М Языкова, «Живет моя отрада» М.Шишкина, «Тонкая рябина» И.Сурикова, «А напоследок я скажу» А.Петрова и Б.Ахмадулиной, «Ой цветёт калина…»И.Дунаевского и М.Исаковского, «Ваше благородие» Б.Окуджавы и И.Шварца, «Надежда» А.Пахмутовой и Н.Добронравова, «На побывку едет» А.Аверкина и В.Бокова. «Ромашки спрятались…» – лирическая, и не более того. Тема не усложнённая вторым (философским) планом – обида, разочарование, потерянная любовь. Лирика, одним словом.

«Светит месяц» – на первый взгляд, лирическая. Но можно посмотреть на неё, и как на плясовую…И тема, вроде, игровая, в последней строфе использован хитренький диалог…В какую же сторону перевес: в лирическую или плясовую.

«Бывали дни веселые…» – лирическая. Ничего тюремного я не нахожу (после трудового дня «бывало вспашешь пашенку, лошадок уберёшь, а сам тропой знакомою в заветный дом идёшь…». А «она уж дожидается…». Сплошная лирика. И тема однозначная. 

«Когда б имел златые горы…» – больше похожа на семейно-обрядовую, плач. 

«На тот большак» – лирическая. Любовь, любовь и ещё раз любовь. Прямо, гимн любви.

«Среди долины ровныя» – лирическая. Центровая фраза – «ах, горько, горько молодцу без милой жизнь вести»
«Одинокая гармонь» – лирическая. И тоже о любви, но выдержан художественный образ – через гармонь. Использованы эпитеты. Но тематический пласт всё равно один (ну, нетушеньки ни грамма философии и глубины материала)

«Из окон корочкой…» – лирическая (тема – взаимоотношения; объект, к которому обращается автор обозначен чётко – Надя-Наденька, за которой лирический герой готов «в любую сторону…»; ни какого второго плана в этой песне нет! (где бы говорилось или хотя бы намекалось – о глубокой философии жизни, поэтому личностность в этой песне исключается; посвящение Евгению Рейну – тоже подтверждает отсутствие второго (глубинного) смысла, и подтверждает принадлежность к жанру лирических песен: на одной из встреч Рейн прочитал стихотворение о любви к одной одесситке, а БШ попросил его подарить ему ритм этого стихотворения (Рейн тогда очень удивился – ритмы ни кому не принадлежат, как его можно подарить…а через некоторое время БШ написал песню «Из окон корочкой…», использовав этот ритм – так состоялось посвящение).

«Отговорила роща золотая» – можно было бы сказать, что это песня-описание, а не лирическая, если бы не второй и третий куплет – где идёт яркое метафоричное сравнение лирического героя, его ушедших лет и осени. Второй план только в намёках. 

«Клен ты мой опавший» – по-моему, лирическая. Но в современном шансоне она бы тоже смотрелась не чужой. Яркие поэтические есенинские образы нанизаны на такую бытовую тему – возвращение с попойки, но поданы очень тонко, чувствительно.

Часть 3.

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ ПЕСЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Могут ли при аналитических характеристиках объекта одни аспекты быть важнее других? Несомненно. Но каждый должен находиться на своём месте и в своём времени. Поскольку дело касается анализа творческого художественного произведения, попробуем пример построения последовательности в анализе построить на  произведении изобразительного искусства.

  1. Мы ВИДИМ картину, потому что мы пришли в галерею или в мастерскую художника, т.е. среди множества других картин, а не найденную по случаю (выловленный из реки холст…) – этап определения жанра (масло, акварель, графика, др. техники)
  2. Мы видим ВСЮ картину, целиком (на этом этапе определяемся по общим характеристикам – профессионализм или мазня (субъективное мнение. Но можем сложить объективное, посоветовавшись с друзьями, экспертами)
  3. Мы видим ДЕТАЛИ картины (здесь, обладая знаниями, выделяем художественно-значимые моменты содержимого, определяя тему, центральную проблему и предполагаемую задумку, идею воплощения – это три основных составляющих любого художественного произведения)
  4. Следующий этап – сравнительные характеристики по этой же теме в других работах (1. этого же автора; 2. других авторов той же эпохи)
  5. И только после  — сравнительные характеристики в исторических, временнЫх  пластах.
  6. Выводы.

Этические аспекты важны на каждом этапе. Ведь любое субъективное мнение может быть лишено этики: выбора, например, списка авторов (почему один попал в этот список, а другой нет), или даже самого принципа анализа.

Наверное, поэтому, вначале согласовывается способ анализа, а затем объекты анализа.

И сам собой у меня возник вопрос – а мне это зачем надо?

…мне надо. Мне интересно разобраться, благодаря этой работе, в самой себе, в своих песнях.

Итак, один из немаловажных моментов  — отграничить самодеятельное творчество от профессионального, подразумевая под профессиональным не принцип «зарабатывания песенным творчеством» или наличие корочек музыканта или филолога (сколько угодно среди дипломированных специалистов (по Ланцбергу) ПТУшников, и сколько угодно полные залы собирают посредством созыва по панибратскому и родственному признакам, созывая многочисленную толпу находящихся «не в теме», но откровенно восхищающихся продвижением своего сотоварища (здесь уместен диалог Михаила Вейцкина, приведённый на актёрском мастер-классе в 2004 году на Ильменском фестивале, когда на вопрос, обращенный к аудитории – можно ли количеством аплодисментов определить талант и посредственность, привёл риторический пример-вопрос –  а кто больше сорвёт аплодисментов: выступающий с хорошей, умной песней или…оголивший пятую точку…).

Признаки самодеятельности исторически уже выведены, это – 1. отсутствие художественной составляющей (в песенном творчестве это в основном касается текста); 2. отсутствие музыкальной индивидуальности; 3. отсутствие эстетической составляющей в подаче песни (исполнительство); 4. бытование песни (если это касается жанра АП, то бытование песни определяется методом исключения – не  в среде заключённых, не на эстраде, не в кабаке,…); 5. неубедительность донесения материала (очень субъективный пункт, так как окончательная оценка его держится на вкусах слушателя, а о вкусах, как говорится…).

Вот и получается, что, не владеющий специальным (музыкальным, филологическим) образованием автор, но

—  убедительно доносящий эстетически-содержательный, индивидуально-музыкальный, художественно-значимый (в нравственном, философском, социальном аспектах) материал для среды, нуждающейся в данном материале – может быть отнесён к профессиональным поэтам-песенникам.

Вот почему интеллигентов Окуджаву, Визбора, Городницкого, не имеющих специального музыкального образования можно отнести к профессиональным поэтам-песенникам.

При дальнейшем анализе песенного произведения необходимо среди песен профессиональной направленности определить тематические границы, которые помогут вывести на жанровую градацию (здесь я прибегаю к использованию уже ранее употребляемой жанровой схемы):

  1. Эпическая, историческая
  2. Календарно-обрядовая

Авторская песня, как жанр, относимая к эпически-историческому пласту – это песня-повествование с преобладанием тем о Главном в жизни. Песня-разговор – так обозначал её Владимир Ланцберг, именно в такой манере подавал её Булат Окуджава. Авторы подобных песен — глубоко думающие индивиды, владеющие культурой мышления, знающие его законы,  способные анализировать социально-значимые проблемы и процессы, а так же умеющие использовать общие подходы наук применительно к тем или иным видам профессиональной и социальной деятельности. Формула слов этих песен подаётся не на обыденном, бытовом уровне, а с использованием множества художественных элементов, доступных образованному человеку. Использование художественных приёмов-аллегорий, иносказательности тоже имеют место, необходимость в которых – некое сокрытие, шифрование действительности, иногда исторически-неудобных моментов (характерны здесь примеры песен А.Галича),  а порой – для придания большей убедительности. Музыкальные составляющие этих песен как будто отходят на второй план, высвечивая важность каждого сказанного слова. Но современные музыкальные совершенствования могут, наоборот, придать тексту подчёркивания. Не перетягивая музыкальной темой, а лишь обогащая текст. Да, первичной остаётся формула текста (кстати, не всегда абсолютно поэтического – абсолютная поэзия не нуждается в музыкальном обрамлении, это легко доказуемо классическими поэтическими примерами).  Многие источники употребляют в отношении подобной песни термин «авторская», привнёсший терминологическую путаницу, ведь у каждой песни есть автор, и не все понимают, что авторская — значит «штучная» (по Андрею Анпилову).

Использование ланцберговского термина «личностная» мне ближе, поэтому именно его я и буду употреблять относительно песни жанра АП.

Почему личностная песня не попадает в разряд календарно-обрядовых линий? Потому как в основе такой песни лежит исторический отрезок времени, и автор является прямым, либо косвенным его участником. Это событийно-философская песня, основанная на исторически-определённом жизненном фрагменте или на совокупности выводов, основанных на исторических моментах, но непременно пережитых хотя бы по касательной.  Главной формулой личностной песни можно вывести очень важный вопрос — «как оставаться Человеком?».

Внутри пласта «эпической, исторической/личностной»  можно вывести ещё одну градацию – по стилю:

1.1. классическая личностная песня (песня-повествование, песня-протест, песня-репортаж, песня-диалог, песня-событие…)

1.2. романтическая личностная песня (с преобладанием «женских» тем – семья, взаимоотношения, женская философия, личностная песня для детей, песня-размышление, но с теми же главными проблемами и поиском ответа на вопрос «как оставаться Человеком»)

В «противовесе» эпической, исторической  линии лежит «календарно-обрядовая». Почему личностная песня не может попасть в этот пласт?

«Обрядовая, культовая» — надуманная песня (выдуманная, «изобретенная») выражает безграничное многообразие тем, в основе которых выдумка, мечта, фантазия. Описания природных явлений, любовные песни о взаимоотношениях героев, чувственные романсовые песни, переживания, содержание внутренней жизни героя, не связанные с внешними, исторически-сложившимися событиями – лежат именно в этой плоскости.

После определения жанровых особенностей песни стоит углубиться  в художественную форму изложения. В личностной песне может использоваться любая строфика и любая литературная форма изложения, а так же любая метрика, ритмика – но подчёркивающие, усиливающие фонетическую выразительность стиха, насыщенного художественными приёмами. По стилистическим  характеристикам можно выявить общее и частное, характерное для авторского «почерка», стиля как отдельного художника песенного произведения, так и целого поколения.

Так, классический стиль личностной песни отличается гармоничной законченностью, внутренней мотивацией  донести от рассказчика слушателю не просто частные помыслы, а типичные для целого поколения проблемы – в повествовательной, или философской форме, реже в сатирической (иронической). И опять же, методом исключения – никогда в личностной песне не использовалась призывная, побуждающая, развлекательная, медитативная формы. Духовная и нравственная составляющая – основа всех тем личностных песен.

Формирование художественных стилей АП – процесс не простой. Так же, как и в литературной градации (по В.М.Жирмунскому) можно исторически выделить гармоничные (законченные, внутренне мотивированные) и дисгармоничные (резко контрастные, тяготеющие к немотивированным, парадоксальным приёмам) стили. Классическая АП будет при этом наполнена гармонией. Романтическая личностная песня более будет тяготеть к дисгармоничному стилю относительно именно этого жанра.

Автор-индивидуал во все времена пытался и будет пытаться искать свой, неповторимый стиль. Находки новых решений мы видим в более поздних периодах АП – в творчестве А.Иващенко, О.Качановой, Т.Шаова, А.Козловского, ещё более поздних – Г.Донского, О.Чикиной, П.Фахртдинова…).  ВременнЫе модификации песенных тем, их модерновость, андеграунд, моргинальность, на мой взгляд, не имеют явного значения, т.к. песня в основе своей либо несёт эстетические характеристики, либо они отсутствуют. Классика и манерность во все времена были противопоставлены друг другу. Поэтому очень важно определить границы индивидуальности (это этический аспект анализа и очень немаловажный), и отделить индивидуальность от манерности. Но необходимо учитывать одно важное свойство классического произведения (не только личностной песни в частности) – классика не имеет времени давности, она актуальна в любых временнЫх пластах.

Художественно-содержательная сторона личностной АП (впрочем, как и любого вида искусств) сочетает в себе гармонично связанные – тему, проблему, идею.

Это элементарные литературно-музыкальные составляющие любого художественного произведения, в.т.ч. и малой поэтической формы, т.е. песни.

Тема – строительный материал произведения.

Проблема – служит для упорядочивания строительного материала (темы) в единую художественно-эстетическую конструкцию.

Идея – пролегает красной линией и завершает это художественно-организованное единство авторскими выводами и оценками мировоззренческого характера.

Какие темы, проблемы, идеи преобладают в личностной песне?

Анализируя песни Михаила Анчарова, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Ады Якушевой, Веры Матвеевой, Новеллы Матвеевой, Вероники Долиной, Бориса Алмазова, Валентина Вихорева, Александра Городницкого, Татьяны Виноградовой, Юрия Борисова, Александра Бычкова, Кирилла Васильева, Бориса Полоскина, Юрия Кукина, Александра Генкина, Евгения Клячкина, Юрия Хохликова, Виктора Сосноры (выбор пал именно на этих авторов только лишь по принципу доступности материала), вот какие темы, проблемы и идеи лежат на поверхности:

темы классической АП:

Человек, человек и его время, человеческие ценности, патриотизм, отвага, одиночество, внутренний мир, цинизм, мещанство, пошлость, красота, политический строй, общечеловеческие исторические вехи (война, послевоенное время), правда, ложь, искусство, место Человека в жизни, в искусстве, жизненные противоречия,  философия поиска себя, противостояния, конфликтность, мудрость, поэт и его место в жизни…

темы романтической АП: Женщина, семья, воспитание, периоды взросления, рост взаимоотношений в семье через испытания, любовь, разлуку, верность, сохранения общечеловеческих ценностей,  преодоления себя, рост человека – через тему гор, туристских походов, рост человека через понимание природы, рост человеческих чувств – любви, благородства, дружбы, открытость помыслов…

проблемы личностной песни:

Как Человек  (друг) справляется со всеобщей бедой, Человек наедине с собой, поиск себя, Человек и обстоятельства, проблема одиночества, Человек и его внутренний мир, борьба с цинизмом, мещанством, со всем «низким» и пошлым, обличение строя, поиск правды,  поиск своего места в жизни, гордость за Человека, как послевоенные люди наполняются новыми жизненными проблемами, определение человеческих ценностей, как справиться с несогласием, как найти правильные решения…

воплощаемые идеи:

Показать Человека, вставшего вровень с общечеловеческой бедой, найти Себя, заглянуть в прошлое, показать иронично боль человека, пережившего войну и оставшегося со своими проблемами наедине, поиск ответов на вечные вопросы, показать назреваемую конфликтность с внешним миром, показать, как большое достигается малым, с иронией показать боль, пошлость и нетронутость красоты, показать несогласие с окружением, попытку разрешения конфликта с самим собой, найти решение – как заинтересовать искусством, показать свою радость и боль, свой патриотизм за родину, рассказать иронично – о правде жизни…

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Если же вести речь об абсолютном анализе (для объективных выводов) для нахождения и объединения ряда признаков произведений того или иного периода на основе идейно-тематических сходств, общности места и времени, на основе единства по признакам формы повествования (т.е. речь только о профессиональной личностной АП), стиля, и, наконец, центрального персонажа (в литературе такой принцип объединения называется циклизацией), необходимо:

—  согласовать единую схему анализа;

—  анализировать произведения всех значимых авторов определённого периода (этический аспект вопроса), и каждого автора в отдельности, исходя из мнения нескольких специалистов, определивших свой взгляд на одно и то же произведение;

— использовать сравнительные характеристики по произведениям одного автора, по произведениям-аналогиям у других авторов, по произведениям разных временнЫх отрезков.

Следующий этап анализа основывается на детальном рассмотрении художественно-выразительных средств, на использовании приёмов для придания произведению художественной формы . Но этот этап рассмотрим позже…

01Анпилов А. Сколько авторской песни в авторской песне? Интернет-ресурс: http://www.bards.ru

02Ланцберг В.О соотношении ценностных и жанровых свойств песни. М., 2004.  Интернет-ресурс: http://altruism.ru/sengine.cgi/12/13/1