статья опубликована в журнале «Ветер странствий. Казахстан». 2009 год №6
НЕ БОЙСЯ ДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ…
Сегодня моё повествование об устькаменогорском клубе авторской песни «Зелёная карета» и её бессменном президенте — Евгении Борисовиче Зинине. Очень скоро клубу исполнится тридцать лет. За прожитым всегда стоит много, но прежде всего это люди, которые образовали круг, сообщество и они могут дарить друг другу своё свободное время, потому что поле интересов их совпадает. Они не боялись делать невозможное.
По официальным данным 16 января 1980 года собрались семеро смелых и решили организовать клуб самодеятельной песни, — ими движело только одно: сделать свою жизнь наполненной, интересной. Предполагали ли они, что будет стоять за этими тремя буквами аббревиатуры — КСП? С этим вопросом я обратилась к Евгению Зинину.
Женя, расскажи, где ты подцепил бациллу авторской песни?
Наверное, в 1970 году в 8 классе в походе по Тургусуну. Только я тогда не знал, что она — авторская. Просто я слушал песни под гитару у ночного костра. Это был «Красный командир», «Я люблю» и «Протекала речка, а над речкой мостик, там жила овечка и так далее» в исполнении инструктора по туризму из «Алтайской бухты», имени которого я не запомнил. Потом — в 9 классе — была практикантка с «Атлантами» Александра Городницкого, и уже на первом курсе руководитель оперотряда московского Института Стали и Сплавов Володя Товпинец — с песней про грустного кондитера. Но окончательно меня добили в семьдесят шестом: Таня Янкевич и Люда Степанова познакомили меня с «Апельсинами» — московским «кустом» самодеятельной песни. С ними я был два года, научился брать несколько аккордов, поучаствовал в нескольких фестах и записал около двух сотен песен в несколько блокнотов, которые и привёз в Усть-Каменогорск. Два с половиной года искал единомышленников и нашёл их в мае семьдесят девятого года среди туристов клуба «Алтай» и творческой интеллигенции города.
Что было дальше — подробно описано в книжке «Записки кострового», более известной по другому названию, взятому напрокат (да так и оставшемуся навеки) у песни Ольги Качановой «Мои поющие друзья», и в моей аудиоверсии «История АП в Казахстане. Взгляд с Востока», которая размещена на сайте www.akbard.kz.
Загадывал ли ты наперед, что произойдет через 10, 20, 30, 40 лет?
Да нет, конечно! Раз уж в обществе в конце 70-х — начале 80-х отсутствовала среда, социальная прослойка, в которой могла существовать и развиваться авторская песня, то нужно было создавать её самим. Вот этим мы и занимались. Но это я сейчас такой умный и могу так красиво сказать, а тогда мы просто делали своё дело и были счастливы. И никто, кроме нас этого сделать не смог. «Мне услышанным быть хотелось» — вот как вкратце суть того периода выразил Леонид Семаков.
А много ли встречалось на пути маршрута «ЗК» единомышленников?
Ведь это все равно остается увлечением, у каждого члена клуба своя специальность, работа…
Журнала не хватит, а немного — не получится. Каждый из них внёс что-то своё, каждый был чем-то полезен. Люба и Костя Серафимовы научили, что объединить может большое совместное дело, и мы всем клубом отправились покорять пещеры; Света Тюменцева и Оля Туткушпаева — любить классику авторской песни, и мы стали приглашать в город известных авторов; Игорь Иванченко и Лена Воробьёва — прививали актёрское мастерство и мы подружились с театром, появились совместные проекты с профессионалами; Боря Аникин и Лена Кочнева с должным пиететом относились к текстам; Валька Володин и Лена Воронкова — к музыке песен; Валера Чечин и Олег Шимуда — к исполненю; Серёжа Староверов и Валера Голых — к аранжировке. Ира Орищенко — это центр событий, связь с другими городами, Света Волкова — не боялась экспериментировать, создавать новые формы, при ней у клуба появились спонсоры, Люся и Саша Левитанусы — это практическая помощь и всему клубу и каждому в отдельности: кому рабочее место в фирме, кому реклама в СМИ, а кому и средства на лечение, и при всём этом еще и два своих диска записали. Юра Эберле, Витя Красиков, Валера Кокшенёв, Игорь Лукьянов Серёжа Батуев, Толя Рожков, Сергей Пономарёв — без этих людей невозможно себе представить жизнь клуба. Каждый из них — личность, каждый отдал Клубу кусочек своей души и я благодарен каждому из них. И в первую очередь Тане — своей спутнице по жизни. Тридцать лет терпеть всё это безобразие — настоящий геройский подвиг. Но, думаю, в день празднования юбилея я соберу друзей, сам буду в чёрно-белом, а в тёмно-красном будет моя Таня, и «склоню перед нею главу».
Я очень дорожу книгой, выпущенной тобой, по-моему, к пятнадцатилетию клуба. Будет ли продолжение?
Это процесс непрерывный. Книга эта живёт по своим законам. Постоянно дописывается, дополняется. Порой всплывают новые факты, подробности, нередко переворачивающие сюжет с головы на ноги. Например, новелла «Я хочу, чтобы вы пели мои стихи» о поэте Саше Романове. После опубликования книжки люди, близко знавшие поэта, нашли меня и рассказали совершенно невероятные, почти мистические подробности. В результате глава из трёх страничек превратилась в самостоятельную книжку и сейчас готовится к публикации в одном их местных изданий.
Кроме того, возникло желание поднять и прокомментировать архив публикаций из СМИ о клубе. Перечитывая отдельные журналистские перлы вроде «в общежитии прошёл вечер студенческой песни «Звонкие струны гитар» вспоминается совершенно иная история, нежели та, что описана в газете. Не худо было бы собрать антологию авторской песни региона. Кроме меня этого сделать некому. Ну и совсем бредятина — «Какавторские байки» — небольшие, не более страницы короткие смешные случаи из жизни АП, Клуба.
Название, кстати, связано с Ириной Орищенко. На одном из фестов она выдала перл:
-Сейчас я выступала как композитор, а сейчас выступлю КАКАВТОР.
И пошло, поехало: «Клуб какавторской песни», «Какавторское право». Предлагали даже основать Союз какавторов. Долой рифмоплётов! Даёшь каждому какавтору по продольной рифме! Даешь гимн какавторов! Написали даже Устав какавторов!
…Вот, что-то такое и будет в этих байках.
Попытки создания подобных клубов, на мой взгляд, пока не блещут результатами.
Может, тебе известен секрет, который ты можешь открыть нашим читателям?
Ничего подобного! На территории СНГ их сотни! Или речь идёт об Усть-Каменогорске? И опять — в молоко! Есть клуб Ермека Тютенова (бард-рок), литературные клубы Любы Медведевой и Александра Егорова, философский Коли Степанова, фотоклуб Светы Бирюковой (тем уже сороковник), с полдюжины туристических клубов, тому же «Алтаю» — полтинник отпраздновали, сейчас вот при рождении фан-клуба Diana Styles на концерт в Юбилейном полный зал собрали. «Субкультура» еженедельно концерты даёт, её фан-клуб уже три фильма полнометражных отснял, последний — с участием Лаэртского! А ещё фантэзи-клуб «Перекрёсток», телеклуб «Пою для друзей», Олег Ястребов со своей эстрадно-бардовской командой! Это — Устькаман, Света! Здесь всё может быть!
А секрет, наверное, всё-таки есть. Делай то, что нравится самому и делай так, чтобы самому нравилось. И не бойся делать невозможное. Это не страшно. Страшно — не делать.
На мой взгляд, секрет кроется не только в организаторских способностях Евгения — пытливость его ума дала плоды познания. С самых первых дней клуба его интересовала жизнь уже созданных повсеместно по Россия объединений песни. Помнится, как в 90-х по его просьбе поступала информация о движении КСП из Санкт-Петербурга от Аллы и Марка Левитан. За дефицитом бумаги её печатали на старых перфокартах…Помнятся бесценные встречи в клубе, когда, используя магнитофон, проектор, виниловые пластинки, Женя готовил замечательные программы, насыщенные анализом, демонстрацией результатов и личными впечатлениями. Клуб часто выезжал в другие регионы. Вот, в архиве я нашла интересные фотографии: 1987 год — в Караганде, 1986 — в Барнауле, 2001 — в Алматы, 2002 г — в Астане. На двадцатипятилетние клуба алмаатинцы сделали подарок «Зелёной карете» — музыкальный альбом «Песни разлетевшихся птиц», где перепели песни двадцати пяти авторов Усть-Каменогорска. Такое творческое сотрудничество становится уже не редкостью между клубами разных городов Казахстана, и это отличный показатель, исходящий из назначения жанра авторской песни. Ни должности, ни звания людей, вовлечённых в АП, тут ни при чём. Главное — человеческие качества, в списке которых на первом месте — порядочность и поддержка творческих поисков твоего сотоварища.