Статья опубликована в журнале «Ветер странствий» — №351
Меры, объёмы, измерения, оценки – это всё придумано для сопоставления взаимоотношений между предметами и людьми. Между людьми и людьми существует только одна мера измерений – понимание. Если оно отсутствует, значит это только одно: не по пути, не по дороге. Но к пределу измерения мы подходим по окончании прохождения отрезка, в котором пуд соли съеден, в котором было и хорошее и плохое, в котором осталась часть жизни.
Алматинский ансамбль «Островитяне» пошёл по пути познания друг друга весной 2011 года. Спонтанно. Просто захотелось вместе петь, несмотря на то, что каждый островитянин в ансамбле – личность.
Дуэт Елены и Александра Невских начал свою песенную биографию 35 лет назад. В их исполнительском репертуаре сотни песен — и бардовских, и песен эстрады 60-70-хх годов.
Николай Хан – начал писать песни с армейского возраста, раскрывая себя слушателю, как автор-лирик. В его репертуаре закрепились и любимые песни с пластинок – Александра Вертинского, Александра Дольского, Жанны Бичевской.
Ирина Лобода свой первый диплом получила в 1988 году, как исполнитель патриотической песни. Вокальные данные Ирины изумляют и восхищают. К «Острову песни» Ирина пришвартовалась в 2010 году, до этого получив все возможные награды и лавры местных фестивалей.
Владимир Бегунов подарил ансамблю свою песню «Давай сбежим на Байконур», которая стала точкой отсчёта для дальнейших песенных встреч ансамбля. Сам Владимир вышел из авторской песни Алма-Аты 80-х. В его песнях передаются острота взаимоотношений и конечно, лиризм чистых открытых чувств.
Фарит и Лейла Сахабутдиновы в ансамбле сыграли роль восточного уюта и терпения. Фарит в песне – с 2000-х годов, но его молодой опыт исполнителя и автора музыки заслуженно позволил ему в нынешнем году стать участником среднеазиатской делегации на престижном фестивале «Петербургский аккорд».
Мною, тоже участником ансамбля и автором этой статьи, был пройден тоже немалый путь в песне: с первыми детскими попытками складывать слова в пятилетнем возрасте, потом с первой случившейся песней в четырнадцать лет, потом как члена устькаменогорского клуба «Зелёная карета» — с участием в фестивалях Сибири, с организацией своего фестиваля «Алтайская струна», с получением гран-при фестиваля «Астана» и звания дипломанта Ильменского фестиваля, потом, уже в Алматы – организацией Среднеазиатского Слёта им. Насера Кульсариева, и главное – создание большого бардовского сообщества «Остров песни».
«Остров песни» стал объединяющим звеном для бардов Казахстана. В течение десяти лет Островитяне строили свой город песни. Зодчие этого города – Сергей Неверович, Александр Карев, Татьяна Кушулун, Евгений Барабанщиков, Олег Белов, Владимир и Дмитрий Огай, Владимир Ножкин и другие не могли позволить, чтобы этого песенного города коснулись разрушения.
Песни – это наши города
С улицами строк и смыслом зданий.
Ангелом плывут над нами
Светлые и нужные слова.
И вот пришёл июль 2012 года. Участвуя в Интернет-конкурсе грушинского фестиваля, ансамбль стал Призёром конкурса. А мне, участвовавшей в номинации «Малая проза», посчастливилось немножко больше – Победитель конкурса.
И мы приняли решение – ехать на фестиваль, чтобы уже, кроме грамот за участие в Интернет-соревновании, очно засвидетельствовать своё участие. Не смогли поехать только Фарит с Лейлой и Владимир Бегунов, предпочтя жюрение на восточно-казахстанском фестивале искусств «Тургусун».
Тот, кто был на фестивале им.В.Грушина, знает какое жаркое горнило необходимо пройти, чтобы выйти на финишную линию. И если задумано идти вперед – уже не отступать.
Предыиспытанием для нас стало посещение святого места – источника Николая Чудотворца, что в Каменной чаше под Жигулёвском, где проходил первый фестиваль им.В.Грушина. Восемь смельчаков отправились на гору поклонения, и тихие мольбы одного из инициаторов этого похода и, кстати, главного организатора Интернет-конкурса, Эдуарда Филя о том, чтобы Чаша впустила, поначалу казались ритуалом. Но после непростого преодоления полноприводными машинами грязевых ванн и скольжения по жирному грязевому маслу пересеченной местности и окончательного застревания в дорожной яме, наше легкомыслие остудилось. Перед выбором оказались все, и от решения-отказа идти дальше срывалось общее движение по намеченному маршруту…
В 1968 году первые участники фестиваля-похода, навьюченные рюкзаками с брезентовыми палатками, двигались по этому пути, застревая по колено в грязи, но преодолевая дорогу памяти о друге, о хорошем человеке – Валерке Грушине, студенте авиационного института, любившего людей и песни. Спустя много лет о нём будут писать песни, статьи. Что-то приукрашивать, что-то упускать…Но Валерий был просто настоящим человеком, который не мог пройти мимо горя. И, спасая тонущих чужих детей, он отдал им свою жизнь. И когда-то сбором и тщательным изучением материалов о нём и его друзьях, а потом и историями жизни других бардов займётся поэт, журналист Ирина Алексеева. Это из под её пера выйдет первая большая антология грушинских фестивалей. Это она напишет строчки, когда в 2007-ом по фестивалю пройдёт «землетрясение», и он развалится на две части:
— Больно и стыдно за такое словосочетание – бренд «Валерий Грушин»…Эх, Валерка, Валерка, добрый парень, чистый душой. Короткая светлая твоя жизнь, твой подвиг – это теперь всего-навсего для кого-то – «бренд»…
В этом году Ирина стала свидетелем ещё одного фестиваля, свидетелем перипетий, сформировавшихся историей фестивалей последних лет. Возможно, об этом будут написаны новые стихотворения поэта Ирины Алексеевой, а может быть, новая книга. Песни на стихи Ирины пишут музыканты всего мира, и не это ли показатель перетекания дум и помыслов Ирины Алексеевой с её соавторами. Одним из соавторов Ирины Алексеевой является музыкант и тонко чувствующий пульс бардовской жизни человек, обаятельная женщина, бывшая алмаатинка, лауреат XIV-ого грушинского Наталья Приезжева. О том как «летит над миром музыка» она рассказывает сегодняшнему и будущим поколениям. «Что будет с музыкой и нами» известно и Наталье Приезжевой и Ирине Алексеевой, и они щедро делятся этим, открыто вступая в диалог с приехавшими молодыми авторами. Эти принципы общения с молодыми идут от гвардейцев первых фестивалей – Бориса Щеглова, Владимира Шемшученко, которые приезжают на фестивали – показывать своё творчество, делиться, входить в прямой диалог, а не отсиживаться в лагере организаторов от одного показательного выступления до другого.
Здесь же и сейчас Ирина презентовала книгу о барде и писателе Александре Майсюке, по крупицам собрав его произведения, бережно систематизируя архив бесценных черновиков. И это показатель высокой планки человечности – рассказывать о творчестве других.
Никакая тяжесть рюкзака ни в том 1968, ни сейчас, при пересечении границ, где был указан перевес багажа, не мог и не может стать препятствием. И барды-шестидесятники, и мы ищем дорогу в жизни, на которой можно открыто рассказывать себя, находить смыслы, порой категоричные, но не согласующиеся с враньём и изворотливостью…
«Ничего, что в лужу наступлю ногой я на пути, Мне бы сердцем в грязь не наступить» — такие слова были на флаге песенного содружества хороших бардовских времён.
И мы, там, на пути к Каменной чаше, молча переглянувшись, приняли решение – идти пешком вперёд. Через два километра пути повстречавшаяся нам молодая пара, груженая флягами святой воды, улыбнулись, предупредили, что идти далеко и пожелали вернуться засветло.
Величавая и глубокая содержанием лесополоса втягивала, но не устрашала. Назойливые слепни, которых сменили кровопийцы-комары, жужжали над ухом, стращая и отвлекая, но противовесом им были горизонты покрытых махровым лесом гор, мелькающие между ногами кусты земляники и взлетающие фиолетовые колокольцы лугового клевера.
А на месте проведения фестиваля вся поляна была занята… бабочками. Капустницы и махаоны распределились островками по всей поляне, перелетая с места на место. Они будто уже начали свой фестиваль. А может быть, в это время они каждый год так его здесь и проводят…
До святого источника осталось 850 метров вверх по горе. По этой тропе первые грушинцы ходили за водой. А может, это святая вода и дала силу большому действу, наполнившему все последующие годы содержанием.
Уже по возвращении в лагерь фестиваля – уставшие, но полные впечатлений – мы окунулись в атмосферу начала песенного праздника вместе с самарским сообществом «Пилигримов».
Так для нас начался XXXIX фестиваль им.В.Грушина.
По итогам очного конкурса мне было доверено оценками жюри, выступить в третьем туре в двух номинациях – поэт и автор песни.
Стихотворение «Луговой клевер» очень вписывалось в то, с чего начался фестиваль там, в Каменной чаше и согласовывался с моим внутренним состоянием здесь, в этой точке жизни. По центру жюри сидела и улыбалась наша соотечественница Ольга Качанова. Может быть, она радовалась за своих земляков? Может быть, она вспоминала – как она когда-то, в 1986 году, стояла вот так же на сцене третьего тура?…
А песня, предложенная мною фестивалю, называлась «Вслед за «Атлантами». Это с ней выступал, как исполнитель, Дима Огай на фестивале в Штатах, и получил высокую оценку авторитетного барда – Дмитрия Кимельфельда. Эта песня была написана мною, как восхищение тем временем, на флаге которого были честность, порядочность и понимание. Когда сверялись струны не по принципу «кто лучше споёт и сыграет», а по принципу «кто остаётся Человеком».
Дорогого стоило получить за эту песню диплом Диломанта из рук самого/ Александра Городницкого с пометкой в дипломе «От Александра Городницкого – за верность традициям авторской песни».
Уже в течение двух десятилетий авторская песня клонится в сторону масс-культуры, приближается к потребностям человека-толпы. Об этом говорит председатель второго тура, поэт, бард, член союза писателей Казахстана и России, Лауреат премии им.М.Лермонтова (которую он получил как раз в дни проведения грушинского фестиваля) Владимир Шемшученко:
— Замахнувшийся на «большее» в искусстве автоматически получает «меньшее» в популярности… Почти совсем исчезла социальность. И тому есть объяснение: любое приближение к социальной тематике выдаёт в нынешнем авторе ограниченность человека толпы, отягощенную отсутствием спасительной прививки классической литературой.
Посему, продолжая тему анатомии бардовской песни вот уже на протяжении многих лет, вместе с журналом «Ветер странствий», остаётся напутствовать тех, кто в союзе с песней: пойте и думайте — что поётся, о чём поётся, зачем поётся. И — до новых песенных фестивалей.
- В настоящее время статья недоступна ↩︎