Уже много лет в двадцатых числах января отмечается день рождения Владимира Высоцкого.
В жизнь каждого человека Высоцкий вошёл по-разному. Кто-то боготворил его, как кумира, кто-то относился к его творчеству с некоторой прохладцей. Барды первого круга долгое время не принимали одиозность фигуры Высоцкого, обращая пристальное внимание лишь его стихам. Начиная с 90-х годов по вопросам творчества Высоцкого были написаны десятки научных статей и зашищены несколько кандидатских диссертаций, в двухтысячных годах уже появвились и докторские по темам авторской (бардовской) песни, где немало внимания уделено творчеству Владимира Семёновича. Разнообразие тем научных работ говорит о том, что личность Высоцкого представляет глубокий интерес и для сообществ бардовской песни. Какие же темы дали пищу для исследований? Это — «Рифма и строфика поэзии Высоцкого» (Жукова Е.И.), «Авторское «я» и «маски» в поэзии В.С.Высоцкого» (Волкова Н.В.), «Антономичные номинации в поэзии В.Высоцкого» (Вологова Т.С.), «Высоцкий в контексте истории» (Натан Эйдельман), «В.Высоцкий: «Триптих» о Земле» (Перепёлкин М.А.), «Взыскание рая в песенной поэзии Владимира Высоцкого» (Ничипоров И.Б.), «Владимир Высоцкий и русская культура 60-х — 70-х» (Нина Рудник), «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (Скобелев А.В., Шаулов С.М.), «Внутренняя рифма в поэзии Высоцкого» (Жукова Е.И.), «Военные баллады Владимира Высоцкого» (Ничипоров И.Б.), «Высоцкий: ключ к подтексту» (Свиридов В.)…всего только на интернет-ресурсе всемирного бардовского архива — bards.ru в разделе научных работ 38% публикаций напрямую или сопоставительно посвящены творчеству Владимира Семёновича Высоцкого.
Каждая работа — это анализ, глубина которого соизмерима с фигурой исследователя, погружающегося в творческий процесс самого творчества, что никак не сопоставимо со случайным впечатлением, ведь аналитический подход строится на сравнительных характеристиках, на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об исследуемом объекте.
В школьных программах 70-х годов в курсе литературы давалась тема сочинения «Мой Пушкин», а в 90-2000-хх уже не нова и тема «Мой Высоцкий». Если бы мне пришлось писать сочинение на эту тему, то не обошлось бы от личных впечатлений, которыми отчасти сегодня я и хочу поделиться, но уже с использованием литературоведческих навыков и находок.
Восьмидесятый год начался для нас в алматинском доме отдыха «Ремизовка», где активистов комсомола собрали в республиканской комсомольской школе «Дружба». Это были незабываемые каникулы, и мне — девятикласснице из маленького восточноказахстанского городка Серебрянск — всё было не просто в диковинку…Мир как будто только-только начал раскрываться в ярких насыщенных тонах. Вместе с нашим инструктором мы ставили серьёзную поэтическую постановку «Зачем я живу…», спорили на диспутах о месте человека на планете и на своей малой Родине, мы мечтали о будущем, а ещё слушали песни неизвестной тогда алматинской инструментальной группы подростков и… песни Высоцкого. Мы ещё не знали, что уже в этом году его не станет. По приезду домой у меня написалась песня «Возьми гитару и спой», которую я посвятила Высоцкому. Такой патриотический настрой был неспроста — мы хотели быть похожими на своих кумиров, смущало лишь то, что я — девчонка, и не смогу петь так как он. Но я по-своему «орала» песни, и взахлёб, ломая за спиной непослушные пальцы, рвущиеся распрямиться в руках для полёта, читала свои стихи о Марине Цветаевой, об Ахматовой и о нём:
Что я знаю, спросишь, — знаю мало я.
По количеству шагов жизнь меряю.
Первый шаг – когда под флагом алым
В деда Ильича мы твёрдо верили.
Шаг второй, я помню, горько плакала —
Пёс наш умирал с болезнью псиною,
А сосед орал, махая палкою,
Мол, его ба пса не заразили ба.
А потом шаг третий – песни глоткою
Прорезал магнитофон дрожаще,
И портрет какого-то Высоцкого
Папка, рядком, к Сталину умащивал.
Вот и всё, что знаю… Остальное —
Ровное…закатное…восходное…
Те шаги с подошвою стальною
Не сотрутся ни какою модою.
Позже, уже во время обучения на филологическом факультете отношение к творчеству Высоцкого затмилось вновь открывшимися мне именами поэтов. Сегодня же я вновь обращаюсь к творческим зигзагам этой эпохальной личности, чтобы расставить некоторые акценты.
Увлекаясь уже на протяжение двух десятков лет темой жанровых особеннойстей песенных произведений, мне сподручней было занять позицию исследования жанровых особенностей песенных произведений Владимира Высоцкого.
В основе жанровых характеристик песенных произведений лежат тема, идея, проблема произведения. Так как песенное произведение составляет синтез музыки, текста, а так же имеет прямую привязку к исполнительской стороне, это и будет нашим предметом внимания.
Темы стихотворные и темы звукового наполнения песен определяют содержательную сторону жанровых особенностей произведений. Перекрёстки музыкальных и текстовых тем отвечают на вопросы гормонии и дисгармонии песенного произведения. Гармоничность песен В.Высоцкого характерезуется ровным соотношением текста и музыки, и подтверждается ритмическими особенностями музыкальных фраз и прямым соответствием музыкальному ритму используемым фонемным рисунком. Яркость используемых фонемных рисунков Высоцкий подтверждал характером исполнения — на надрыве голоса, с чётким произношением «ревущих» и «тревожных» согласных. Сам автор особое внимание уделял ритму. В книге «Четыре четверти пути» авторское признание объясняет многое — «я сначала подбираю ритм…».
Ритмические же рисунки песен Высоцкого не многообразны, в большинстве своих песен автор не выходит за рамки двухдольного и четырёхдольного размеров. Это подтверждается и исследованиями Людмилы Томенчук (Днепропетровск, Авторская серия «Высоцкий и его песни», 2003 г) — «Отношения ритма и метра в песнях Высоцкого заставляют вспомнить о мотиве преодоления, пронизывающем всё творчество и жизнь ВВ…», «Ритмические особенности, являющиеся в стихе нормой, а значит, не несущие смысловой нагрузки (например, безударность личного местоимения), совсем не обязательно оказываются нормой в музыке. В песнях Высоцкого музыкальная безударность большинства «я» и его падежных вариантов является приемом, смысловая наполненность которого очевидна. Сопоставив песни с безударным «я» (их большинство), с теми, где появляется акцентное «я» («Иноходец», «Охота на волков», «Чужая колея», «Кони привередливые», «Я из дела ушел…»), мы увидим, что выделением «я» ВВ как бы метил свои наиболее значимые песни, тем же способом отмечая и ключевые строки в них, так как «я» выделяется в этих песнях отнюдь не везде…».
Чрезвычайно интересны споры по поводу повторных использований Высоцким своих же собственных музыкальных фраз. В статье Наума Шафера, чьи материалы с разрешения автора мы публиковали на форуме сайта «Авторская песня в Казахстане» — www.akbard.kz, — тема заимствования мелодий, в том числе у самого себя, тоже затронута — «Высоцкий вызывающе неразборчив в использовании бытовых интонаций — он брал что попало и где попало, иногда целиком музыкальные фразы и даже куплеты, причем не пытаясь их элементарно преобразить или хотя бы для приличия слегка замаскировать…», «И все же — разгадать в мелодии ее трагический накал, освободить от наслоения пошлых слов, которыми она обрастала десятилетиями, вернуть ей чистоту и благородство, наполнить ее новым глубоким содержанием — разве это не сплав поэтического и композиторского творчества? <…> Своими оригинальными мелодиями Высоцкий распоряжался так же свободно, как и чужими. Он не стремился искусственно изобрести очередную мелодию, если новые стихи хорошо пелись под старую, гармонировали с их содержанием и душевным настроем <…> Перед нами не механическое соединение разнородных интонаций, а умная переплавка их и приспособление к неожиданной тематике».
Идейность произведений Владимира Семёновича показывает зрелые мироовоззренческие взгляды, подчёркивая личностные характеристики автора. Какую бы тему не раскрывал Высоцкий, виделась прочная позиция и знание тонкостей темы, может, поэтому среда бытования песен Высоцкого достаточна широка — от тюремной до политической сцены, и признания корифеями поэтического слова.
Поднимаемые проблемы в песнях Высоцкого создают цельность художественно-эстетических конструкций произведений. Какие же проблемы являются основными — несомненно реальные истории, факты лежат в основе его песен, и все эти ненадуманные проблемы не просто контурно очерчены, они реальны до подведения слушателя к выводам, т.е. к поиску решений.
Богомолов Н. в статье «Чужой мир и свое слово» (газета «Менестрель» московского КСП , 1980) пишет о сочетаемости смысловых ситуаций в песнях Высоцкого: — Высоцкий все время нацеливается на современность, стремится говорить о том, что всех нас именно в данный момент волнует. Недаром в его песнях так часто мелькают приметы самой животрепещущей современности. Иногда это может показаться даже излишним, губящим песню. Помните:
Он мою защиту разрушает,
Старую, индийскую, в момент.
Это смутно мне напоминает
Индо-пакистанский инцидент.
Кто его помнит сейчас, этот индо-пакистанский инцидент? Скорее всего подобные строки Высоцкого умрут вообще, станут историческим курьезом, непонятным для человека другого времени.
«Вообще нельзя недооценивать сюжеты ВВ, — пишет по этому же поводу Л.Томенчук, — Многие из них вполне самостоятельны, самоценны. Взять ту же кутерьму с матчем за шахматную корону — она великолепна сама по себе, вне всякой глубокомысленной метафорики. Очень смешная история, с яркими, острыми, как всегда у Высоцкого, деталями и сюжетного, и языкового свойства. Это настоящее пиршество — так изящно закручивает поэт в один клубок шахматный и гастрономический смыслы одного слова:
… Повар успокоил: «Не робей!
Да с таким прекрасным аппетитом
Ты проглотишь всех его коней!..»
… Вижу: он нацеливает вилку,
Хочет есть. И я бы съел ферзя.
Кто вспомнит при этом про матч Фишера со Спасским, а кто и нет, и впечатления от этого не обеднеют»…
Высоцкий многранен, и все стороны его творчества заставляют слушателя не просто воспринимать ритм, накачиваясь его притягательным использованием интонаций, а прежде всего, вслушиваться в живой материал происходящего в сюжете. Наверное, поэтому его творчество проникло в разные слои нашего общества, став феноменом и популярной музыки и бардовского движения.
Очередной январь освечен песнями Высоцкого. Сколько ещё десятилетий эти песни будут заполнять наше песенное пространство? Сколько бы ни случилось — строчки его песен будут трогать струны души и звучать его хриплым, надрывным голосом, тревожа, будоража, заставляя искать свою жизненную калею:
Мы ползем, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем — зло, не любя,
И коленями Землю толкаем —
От себя, от себя!