Статья опубликована в журнале «Ветер странствий» — №301
Знаменательным событием для Казахстана уже тринадцатый год подряд является международный фестиваль авторской песни «Астана». Собирая участников конкурса песни, слушателей и почётных гостей, этот фестиваль занимает прочные позиции лидера фестивалей республики. Какие тенденции в авторской песне Казахстана наметились фестивалем 2011 года – об этом и хотелось поговорить…
Для разговора я задумала пригласить на страницы нашего журнала свидетелей этого праздника. Как известно, фестиваль – это праздник итогов, подведённых определённым периодом жизни. Поскольку фестиваль «Астана» проходит один раз в год, по традиции в последние выходные июля, значит, и итоги его отсчитываем от XII фестиваля. Съехались сюда авторы, исполнители, слушатели со всего Казахстана и российских городов – Челябинска, Омска, Новосибирска, Москвы и даже из Петропавловска-Камчатска. Дипломы победителей увезли – Омск (лауреат — Попов Максим – трижды лауреат в номинациях — автор, исполнитель, композитор), Караганда (лауреат — ансамбль «Марианна»), Алматы (дипломант Юрий Хайленко – автор, дипломант Николай Хан – исполнитель, дипломант Ирина Лобода – исполнитель).
Полный забот руководитель фестиваля Максат Сарсенбеков, как всегда озадаченно появлялся в нужные минуты в нужных местах. Сцена этого года была великолепна – оформление, звук – всё на высоте. Суетилась художественный руководитель фестиваля – Гульзада Жаркимбаева, это на ней была организация программ от городов и тематические концерты. Мы – алматинская команда «Острова песни» — были заранее предупреждены о своём тематическом часе, и благодаря Гульзаде выступление наше состоялось вовремя, и мы смогли донести до слушателей почти всё задуманное – программу «Летопись «Острова песни» — авторы Алма-Аты 80-х».
Важно исполняли свои обязанности приглашенные члены жюри – Владимир Васильев (Харьков), Роман Ланкин (Томск), завсегдатаи фестиваля — Андрей Козловский и Раиса Нур (Москва), талисман фестиваля Женис Искаков (Омск), почётный гость фестиваля Владимир Юн (Алматы) и воспитанник фестиваля «Астана» — Эдуард Двухименный (Алматы).
Как идёт подбор кандидатур членов жюри фестиваля, выработана ли оргкомитетом фестиваля единая политика для работы жюри, как оргкомитет фестиваля использует итоги работы жюри — в чём они могут пригодиться для АП KZ? Эти вопросы повисли в воздухе, так как в суете организаторам некогда было ответить на них.
Карагандинский ансамбль «Марианна» стал лауреатом фестиваля. Хотелось бы узнать – в чём причина успеха ансамбля, как вообще обстоят дела с авторской песней в Караганде, как клубу удаётся поддерживать традиции многоголосья, да и подробности жизни клубной не помешали бы, ведь существуют они ни много — ни мало уже почти 30 лет, а ещё интересно – как сложилась судьба уехавших их Караганды бардов – Виктора Баранова, Владимира Шемшученко, Мереке Искакова, Владимира Марченко и др. На фестивале мы перекинулись лишь парой фраз – не до поднятия серьёзных тем, некогда: один концерт сменяется другим – и так с утра до поздней ночи. Набросали устный план намерений с руководителем ансамбля – Нурханом Жумабековым, с руководителем клуба «Марианна» — Ольгой Пынка, с руководителем ещё одного карагандинского клуба Владимиром Вишняковым…
Ольга ПЫНКА (Зиборова), президент клуба «Марианна»: — …Мне ближе определение «хранительница очага и традиций». История бардовской (авторской, самодеятельной, туристской — как ее только не называли) песни в Караганде (и области) насчитывает уже более полувековую историю. В 50-60-х годах творческая студенческо-туристо-альпинистская молодежь стала объединяться, сочинять и петь свои песни и песни других авторов. В составе ансамбля, ставшего лауреатом в г.Рязани были В.Баранов, Г.Айгистов и сестры Рыбаковы. Кроме них известными личностями были К.Агельменев, П.Ломакин, С.Сошников, В.Юн, В.Савин (Санчо), В.Марченко (Марчелло). Самым активным был, конечно, (и остается! – хотя живёт уже много лет в Санкт-Петербурге – прим.авт.) Виктор Баранов — отец родной.
Как клуб, «Марианна» появился благодаря Татьяне Митрофановой — методисту ДК — услышавшей о бардовском движении, поехавшей на соответствующий семинар в Москву, где ей и рассказали, что у вас-то в Караганде (о-го-го!) есть очень известная в этих кругах личность — В.Баранов. По приезду домой, Татьяна разыскала Витю, был брошен клич и… в 1984 г. родился клуб, названный в честь самого большого угольного пласта, залегающего под Карагандой. Баранов сказал:»Угольный пласт «Марианна» есть, теперь будет и песенный!». Так все и случилось.
Меня в клуб позвал Баранов. С ним мы познакомились годом раньше на туристском слете, где он был в жюри конкурсной программы, а я, соответственно, в качестве конкурсанта-исполнителя. Ну, а после того, как я проникновенно и с азартом, глядя прямо ему в глаза, спела «Ты — мое дыхание» А.Якушевой, нам ничего не осталось, как стать друзьями.
Друзьями, практически родственниками, стали многие из тех, кто приезжал тогда в ДК «Молодежный» в Пришахтинске (это достаточно отдаленный район города — другой конец географии. И ведь ездили же!). К слову о родственниках: на мой взгляд «Марианна» (в разные времена и в разных ее составах) тем жива и сильна, что, несмотря на временные трудности и разногласия, старается держаться «семьей», перенося свои интересы из сферы творческой в житейскую. Семьи, рожденные в клубе (или с его помощью), уже вырастили детей, которые в свою очередь дружат между собой и поют НАШИ песни.
Еще в нашем клубе есть такая тенденция (которая с одной стороны радует, а с другой — огорчает до невозможности) — это творческий рост наших друзей и … их последующий отъезд. Причины — самые разные — начиная от семейных обстоятельств и до….всяких прочих: житейских и творческих:: Виктор Баранов, Владимир Марченко, Катя и Михаил Гейер (Гершкович), Владимир Шемшученко, Леонид Мараков (светлая ему память), Виктор Поплавский, Николай Старченков, Дана Барменова, Лариса и Саша Ежковы, Гульзада Жаркимбаева, Сергей Аксенов, Евгений Сухотерин, Денис Цветков, Женис и Мереке Искаковы, Лена Максименко (Артемьева) и др. Эти отъезды — основная причина того, что у клуба были периоды спада активности и существования клуба как такового. Представляете, как пустел клуб? Но оставались люди, которые продолжали встречаться, петь, ездить по фестивалям, и даже организовывать концерты.
Проходило время и «Марианна» в очередной раз возраждалась, сохраняя свое имя и традиции бережного отношения к бардовской песне (у нас, к счастью, были в этом плане хорошие учителя, привившие вкус к хорошей песне) и, конечно же(!), нашу любовь к хоровому пению.
Ни для кого не секрет, что бардовская песня — это увлечение и образ жизни людей, имеющих профессии, далекие от музыкальных и литературных. Мы — любители и ценители, а профессиональные музыканты (или имеющие хотя бы какое-то музыкальное образование) в нашем жанре — редкость. Другое дело, что для некоторых это увлечение со временем становится профессией. Большая удача «Марианны» в том, что на нашем пути нам в разное время повстречались (казалось бы случайно) два хормейстера: в самом начале «Марианны» Катя Гейер и, буквально полгода назад, Нурия. Это те люди, которые старались и стараются сегодня привить нам, у которых все музыкальное образование испорчено бардовской песней (шучу), хоть какие-то азы и навыки хорового пения, чувствовать дыхание и локоть друг друга. А это, поверьте, остается на долгие годы.
На сегодняшний день мы «доросли» до звания «Народный коллектив», хотя еще работать и работать…… Очень хочется иметь свое помещение, а не просто место для репетиций, хочется работать с молодежью — делиться тем, чем сами богаты — нашими песнями.
А по поводу того, что бардовская песня меняется, или уходит в прошлое….. Долго вести речи об этом, или о том, как же все-таки следует правильно называть жанр, вот как-то не в наших правилах. Уж так сложилось. Вот что по этому поводу сказал А.Козловский: — Все остальные только теории двигают, спорят, истину рожают, а Марианна — поет. Ей все эти споры по фигу. Грубовато, но по сути верно.
Ну, а если по существу вопроса, то:
— даже мир не стоит на месте — это раз.
— каждый внутри жанра может найти то, что ему ближе — это два.
— если у молодежи не будет достойных примеров и учителей (как у нас в свое время, и как Тагир Айтбагинов в Астане сейчас), откуда молодежь сможет понять, что такое настоящая хорошая «бардовская песня» — это три.
— нужно давать больше информации и (главное!) стараться проводить больше концертов, встреч, идти в школы, в ВУЗы — это четыре.
Ольга предложила очень много интересного материала, которого хватило бы на ещё одну статью. Отдельная история – забавные рассказы клубовцев…Все материалы в полном объёме мы выложим на нашем сайте www.akbard.kz . Но всё это стало свидетельством того, что победа на фестивале в Астане была для клуба не случайной, а планомерным итогом работы коллектива, которым в настоящее время вдохновенно дирижирует Нурхан Жумабеков, говорящий о своём творчестве шутливо: — В народе Жума…Страшно люблю Маму и Папу, Гульзаду Жаркимбаеву, Мереке Искакова, Дашку Баранову, о, Крутову люблю (!) девчонок наших люблю!!! Имею пристрастие к кумысу, курту и мясу… Обожаю Солнце, воду и воздух (или наоборот?)! Имею палатку, рюкзак, плавки, лыжи беговые… В перспективе коньки, горные лыжи и парашют!!! P.S. Имею недостатки!!! Ну, а если серьёзно — авторской песней «заболел» во взрослом возрасте, благодаря общению и дружбе с Гульзадой Жаркимбаевой. Автор. А на данном отрезке времени — динамо-моторчик и «толкатель «клуба «Марианна» в официально-документальных кругах.
Клубу есть чем делиться – песнями. Пусть этот багаж даст им ещё немало успехов в том числе на «больших» фестивалях!
Накануне отъезда с фестиваля Владимир Вишняков скромно протянул мне сборник своих стихотворений, который я прочла с удовольствием – нетривиальные стихи, размеренные, и в них достаточно поэтической образности:
Улыбнись, прощаясь мысленно
С рыжегривою печальницей.
Оглянись – полётом быстрых ног
День серебряный кончается…(Улыбнись…)
Мысли мои пахнут дождём,
Пасмурным небом и светлою прядью.
Я и погода – в октаву поём:
Дождь – за окном, я – над тетрадью… (Мысли мои…)
— Владимир, ты уже не первый год являешься ведущим концертных программ фестиваля «Астана» и на твоих глазах происходит взросление фестиваля. Какие песенные тенденции ты можешь отметить? Что по твоему мнению происходит с бардовской песней?
Владимир ВИШНЯКОВ, руководитель карагандинского клуба «Пятница»: — Наш жанр всегда отличался особой интонацией и содержанием. Я имею в виду песни тех, кто стоял у истоков жанра. Окуджава, прежде всего — поэт. Он сам признавался в том, что аккомпанемент лишь помогает ему доносить до слушателей содержание стихов. Думаю, что эта подача (песенная) значительно увеличивает аудиторию слушателей и поклонников бардовской песни. Важно отметить, что мелодии писались и на опубликованные стихи известных поэтов. Самым значимым из них в нашем жанре лично я считаю Юрия Левитанского. Не помню, кто из мэтров сказал: «Бардовская песня – это продолжение разговора». Когда мы («Пятница») представляем песню «Не поговорили» на стихи Левитанского, то выражаем надежду на возрождение утраченного искусства беседы.И вновь хочу здесь обратить внимание на интонацию и содержание. Прошедший в Астане фестиваль меня порадовал тем, что звучало много песен, которые уже стали классикой жанра. Еще два-три года назад представляя «Пятницу» на фестивале, организаторы говорили, что «в их репертуаре преобладает классическая бардовская песня». Года четыре назад на фестивале после основной программы были «тематические» костры: у одного костра – туристическая песня, у другого – авторская, у нашего была классика. Так тогда решили организаторы. Интонация и содержание фестиваля меняются сейчас определенно. У меня ощущение, что все, кто выходит на сцену, одной из задач для себя считают повеселить публику, дать эдакого «драйвеца». В том числе – члены жюри. Четыре года назад драматическую песню «После дождичка» Б. Окуджавы, нам советовали давать полегче. Более того, было сказано, что якобы и сам Окуджава относился к теме войны легче, «веселее»…В бардовскую песню пришли ритмы и интонации из рок-н-рола, блюза, джаза. Наверное, это неизбежно. В то же время, я думаю, что тяга к классической форме у отдельной части аудитории сохранится, но доля этой публики в общей массе, наверное, уменьшится.
— Три первых места фестиваля получил Максим Попов. Как ты думаешь, почему так произошло, достойных больше не было?
— Насчет трех призов в одни руки, по меньшей мере, странно. Я слушал тех, кто вышел во второй тур и думаю, что, например, в номинации «композиторы» были конкуренты сильнее лауреата. Моё мнение разделяют и другие «старожилы» фестиваля. Мне думается, причина не в том, что лучшего, чем трижды лауреат в конкурсе не было. Но я – не член жюри и не хозяин фестиваля.
— Расскажи подробнее о своём клубе «Пятница».
— Нам пятый год. Мы именуемся квартетом, так как на данный момент это «закрытый» по форме клуб бардовской песни. Так сложилось. Вначале я хотел и попробовал поднять упавшее знамя «Марианны», так как из прежних лидеров никого не осталось. Но в чужой монастырь со своим уставом – дело гиблое. Я четко озвучил свою программу : регулярные (два раза в неделю) репетиции без опозданий, а перед концертами три-четыре раза в неделю; планы: по репертуару, продвижению, концертам и т.д. В итоге нас осталось четверо из десяти человек и это уже никакого отношения к «Марианне» не имело. Зато теперь оживилась «Марианна», нашлись новые лидеры и я рад их успеху.
«Пятница» периодически выступает на корпоративных мероприятиях, юбилеях, в одном из клубов Караганды. На осень – зиму готовим сольный концерт в Караганде. Мы первые, кто перестал ходить с протянутой рукой и начал понемногу зарабатывать. Наши концерты всегда имеют должную «упаковку»: билеты и афиши в цвете, баннер, реклама в отдельных СМИ, сценический образ. У нас своя репетиционная база, звуковое оборудование, печатное оборудование, студия звукозаписи. Не так быстро, как хотелось бы, но работаем и над альбомом «Пятницы». Цель – выйти с творческим багажом «Пятницы» за пределы региона и республик. Но это – отдельная тема…
Конец августа…Алматинские барды готовятся сразу к трём мероприятиям, которые пройдут в одни и те же даты: фестиваль «Звёздное небо», «Горное эхо» и Слёт Алматауский блюз»…Какую пользу принесут эти фестивали авторской-бардовской песне, какой результат они пророчат, что важно для этих фестивалей – творчество, бизнес, амбиции или песня…Опять накапливается масса вопросов, которые, возможно, повиснут в воздухе без ответов, а быть может, мы ещё и об этом поговорим
- В настоящее время статья недоступна ↩︎