Назидания беременной бабушки (письмо второе)

Устанавливаем принципы и правила воспитания

1. Соблюдать дедуктивный метод в воспитании – просчитывая все действия (свои и окружающих) на 2-3 шага вперёд.

2. Дидактический принцип – сделать процесс воспитания управляемым

3. Постоянно организовывать педагогический процесс и осуществлять руководство им (иначе найдутся те, кто внесёт свою лепту в воспитание) – 1)родитель показывает «как надо делать»; 2) родитель и ребёнок действуют с предметом одновременно; 3) ребёнок выполняет действие самостоятельно, но под контролем, и если результат положительный – должно прозвучать одобрительное отношенипе взрослого, вызывающее чувство радости, удовлетворения, создавая высокий эмоциональный подъём.

4. Использовать принцип разумной активности (мама, папа, бабушки и дедушки (назовём всех вместе «родители») выполняют то, что не может сделать ребёнок сам)

5. Использовать принцип познавательной выразительности (эмоциональное поведение родителей — в доброжелательном общении, без резких эмоций, криков, резкого смеха)

6. Использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия и т.п.)

7. Использовать принцип поэтапности (смена воздействия должна проходить постепенно – для усвоения, отработки какого-либо умения или навыка)

8. Использовать принцип цикличности (доказано, что наибольшая активность в усвоении проявляется ребёнком не при первом предъявлении материала, а при повторных показах – это характерно для детей первого и второго года жизни)

9. Использовать принцип вариативности (осуществляется при повторении материала в течении дня, недели, месяца, с разных сторон – мамой, папой, бабушкой, дедушкой)

10. Немаловажен отбор материалов для работы с ребёнком с соблюдением принципов – не кучей, а последовательно, не много, а качественно (если у ребёнка выработается нежелание работать с материалом, то считайте, что уже что-то упущено; следовательно, наиболее верный путь интеллектуального развития малыша – расширение опыта действий с материалами, предметами быта, сопровождаемых речью.

1-2 недели

Голод.

Соблюдение режима дня – кормление по часам даёт возможность регулировать сон и бодрствование.

Режим:

Кормление – 10 минут; 15 минут бодрствования после кормления; сон – 1, 5 – 2 часа; просыпание заметить первыми, чтобы не плакала, перепеленать, разговаривая и улыбаясь, попоить водичкой, смазать промежности, сделать лёгкую зарядку; оставить на несколько самостоятельных минут в кроватке, поиграть – поговорить; покормить; спеть или поставить фон; сон.

Формируется бинокулярное зрение (двумя глазами) – наклоняться к ребёнку не ближе 50 см, чтобы не сформировать косоглазие. Мама и папа должны наклоняться к ребёнку только с улыбкой и одинаковое количество раз. Воспитываем культуру эмоционального общения, соблюдая чувство меры, выразительность жестов, доброту во взгляде, приятную силу голоса, мимику, адекватную ситуации, яркую интонационную выразительность речи, а главное – простыми предложениями (подлежащее, сказуемое), искренне, задушевно.

Ставим классическую мягкую музыку -оркестровую – одну и ту же, когда бодрствуем, и другую – перед засыпанием.

3-4 недели

Начинается восприятие взрослых, которые чаще берут ребёнка на руки, ухаживают за ним, разговаривают, ласкают.

Происходит слуховое сосредоточение.

Обращаться по имени – разделяя слоги. Называть себя – папа пришёл, мама пришла. Во время принятия пищи – не разговаривать, или разговаривать мысленно.

При подготовке к купанию должны быть только положительные эмоции; если ребёнок только что плакал надо предельно успокоить и отвлечь и только после нести купаться.

Вывешиваем первую игрушку – красную – по центру, на уровне 70 — 80 см, вначале на 1-2 мин – в течение двух дней, затем на 1-5 минут в теч 2 дней, затем на 10 минут (при просыпании красной игрушки перед глазами быть не должно!). На 4-ой неделе начинаем игрушку двигать по схеме – висит 1-2 минуты, затем смещаем её медленно на один край и следим за взглядом ребёнка, фиксируем; после следующего просыпания и кормления – вывешиваем игрушку на центр и перемещаем в другую сторону, затем возвращаем в исходное положение и т.д., усложняя задачу для глаз. Ставим мягкие мелодии с одним инструментом – лучше флейта.

Через неделю ставим мягкую мелодию с фортепиано.

Приятные прикосновения во время утренней зарядки – можно начать и со второй недели

Вывешиваем жёлтую игрушку и производим тоже самое, что и с красной

Все действия сопровождаем словами – объяснениями – простыми предложениями, напевно.

2 месяц

Физиологические потребности идут в параллели с социальными потребностями. Мокрые подгузники необходимо убирать сразу же

Ребёнок начинает реагировать на свет. Он устремляет взгляд к источнику света.

Вывешиваем две игрушки – жёлтую и красную – рядом по центру. Двигаем их вместе, затем по очереди – сначала в одну, затем в другую стороны. Слово «нельзя» — сопровождать с мимикой и можно разговаривать вслух – почему нельзя – чем больше будете объяснять, тем лучше. «Нельзя» и положительный фон должны находиться в соотношении 2:5

Происходит включение в работу больших полушарий мозга и как следствие 0 появляются тактильные ощущения – ощупывающие движения. Когда заметите хаосное движение рук –вкладываем в руку свой палец, ребёнок должен крепко сжимать его, вращайте палец внутри ладошки. Отрабатываем схватывание. Эмоциональное общение первого полугодия жизни оказывает особое влияние на формирование психики.

Образуются зрительно-тактильно-кинестетические связи. У ребёнка возникают определенные ощущения при прикосновении его ладоней, пальцев к предмету.

Вкладываем в руку малыша игрушку, но следить, чтобы она не ударила себя игрушкой.

Здесь правило: глаз учит руку, рука учит глаз.

Отрабатываем схватывание.

Вывешиваем три игрушки – но не на долго, потом снова две, потом снова три – в течение дня. И повторяем это в течение 5 дней, меняя сочетания цветов. Но новый цвет надо всегда добавлять по одному – фиксируя на нём внимание. Ставим музыку с двумя инструментами – либо фортепиано и гитара, либо фортепиано и флейта.

Прогулка – возможно на балконе.

Во время зарядки переворачиваем малыша на живот. Поднятие головы. Обязательно сопровождать похвалой.

3 месяца

Период сенсорной активности

Контакт руки с объектом (активное формирование левши-правши) Мимикой показываем формирование звука – на словах «агу», «Гули-гули», «ма-ма», «па-па», слова на других языках – 1-2 слога. Обучающие слова вводить по одному в день, повторяя предыдущие. Вывешивать оттягивающиеся погремушки – познаём звуковые свойства предметов.

Звуками реагировать на все действия, стараясь голосом подражать им.

Вкладываем игрушку в руку и удерживаем 10 секунд, увеличивая время в течение месяца до 20 секунд. Познаём тяжесть, протяженность

Впервые ставим более активную музыку – во время бодрствования.

4 месяца

Вырабатываем желание присесть – во время зарядки. Чаще выкладываем на живот – до 1, 5 минут.

Вывешиваем игрушки, набирая к концу месяца всю радугу – красный, жёлтый, синий, оранжевый, зелёный, белый, коричневый, чёрный – контрастные цвета (чёрный и белый вывешивать рядом нельзя –страдает психика; зелёный и синий тоже рядом нельзя – может возникнуть путаница, тоже самое с красным и оранжевым)

Ближе к 4 месяцам малыш отбрасывает игрушку, чтобы услышать её звук. Сопровождать соотвествующими эмоциями.

В остальном делаем всё предыдущее, усложняя задачи.

5 месяцев

Начинает развиваться мелкая моторика – пальцы, особенно большой палец – его малыш отводит при схватывании объекта.

Играть в игру «Сорока – ворона» с большим пальцем

(удивление)

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила (зажимая пальцы) – этому дала, этому дала, этому дала…а этому (мизинцу) не досталось.

Отрабатываем мимикой эмоции – неожиданность, удивление.

Играть в игру «По кочкам»

(неожиданность)

По кочкам, по кочкам и в ямку – бух.

Познаём форму предметов. Притягивание и отталкивание. Цветовая гамма должна быть к пяти месяцам вся перед глазами, но следует так же продолжать вывешивать игрушки, добавляя по одной

Формируется «на» и «дай»