Сценарий «Летопись Острова — Авторы Алматы 80-х»

Летопись Острова песни — Авторы Алматы 80-х

На экране заставка «Остров песни» — www.akbard.kz

Выход всех участников программы под звучащую в записи песню С.Неверовича «Остров Робинзонов песни», к микрофонам, продолжаем петь песню на экране – фотофильм «Остров песни»

Мы сами выбрали свой остров,

Когда сидели на мели

И превращались из матросов

В обычных жителей земли

Мы сами вывели итоги

Из полужестов, полуфраз

И новостей — таких немногих,

Живьём дошедшими до нас.

Теперь, спеша навстречу зову

Нехитрой музыки и слов

Нас навещают Робинзоны

Со всех ближайших островов.

Чтоб отдохнуть от чёрных пятниц

И просто скрасить вечерок

И поглазеть, как солнце, пятясь

Спешит вернуться на восток.

Мы остров выбрали, чтоб просто

Вдали от сплетен и интриг

Преобразовывать свой остров

В большой надёжный материк.

Где из-под ног не ускользает

Земля, как лестница зимой,

Где нас с тобою принимают

Такими вот, как мы с тобой.

Ножкина: — Что такое «Остров»? – Это просто!

Это — жизнь наперекор судьбе,

Лобода — Это стих для штормовых норд-остов,

— Это песня обо мне и о тебе.

Хан: — Это штормы, бризы, шхуны, шлюпки,

Это встречи не накоротке,

Сахабутдинова Лиля: — Это – мир, возвышенный и хрупкий,

Путь его – под струнами в руке.

Невская Лена: — Остров – откровения и песни,

И стихов размеренная гладь.

Невский Саша: — Остров – это мы, когда мы вместе,

Остров помогает чище стать.

Бегунов: — В слове том, что шепотом кричало,

В ритмах сердца без тахикардий,

Сахабутдинов: — Остров – это вовсе не начало,

Продолженье бардовской любви.

Ножкина: — «Остров песни» — это не только концертные программы, это в первую очередь видео, фото, цифровой и интернет-архив. «Остров песни» — хранитель традиций бардовского движения. Это студия записи, выпустившая 80 наименований дисков. Встречи на «Острове песни» проходят как встречи-обучения, воспитания, информации…И сегодня мы начинаем Летопись «Острова песни» — часть первая – Авторы 80-х

На экране – фотография Насера.

Бегунов: — Начало 80-х, Насер уже поёт Иващенко, он уже притягивает к себе магнитом обаяния и своей песней. (продолжает звучать песня Насера «Синий свет… )В декабре 2002 года Насера не стало. В 2006 «Остров песни» провёл Среднеазиатский Слёт им.Насера Кульсариева.

Звуковая отбивка – слайд-кадр «В 1979 году в Алматы появляется клуб Тоника….»

Невский Саша: Феликс Портной — родился 17 августа 1931 — умер 7 января 2000 года.

В 1977 году Феликс Портной организовал и возглавил Челябинский клуб “Моримоша”. Переехав по служебной линии с семьёй в Алма-Ату, он не мог не организовать клуб и здесь. И, с лёгкого благословения Юрия Визбора, и под руководством Феликса Портного клуб под названием “Тоника” начал свою творческую жизнь в 1979 году. И уже в 1980 «Тоникой» проводится большой фестиваль на Медео, прогремевший на весь СССР.

Феликс был человеком, вокруг которого постоянно бурлила интересная, наполненная жизнь.

Стоп – кадр «Леонид Прицкер»

Невская Лена: Правой рукой Феликса Портного был Леонид Прицкер — Родился в 1936 году в Киевской области — умер в 2003.

Пришёл в клуб “Тоника” как поэт. Наличие научных званий (Леонид имел ученую степень Гран-доктора философии и ученое звание профессора Королевства Бельгийской академии) позволяло Прицкеру приносить конкретную помощь клубу в планировании и анализе дел.

Звуковая отбивка – на экране фото О.Качановой

Ира Лобода у микрофона: — Имя Ольги Качановой известно многим. Она пришла в песню в 80-х с каким-то особым качеством понимания жизни. В ней соседствуют поэт-лирик и боец.

«Всё, что было нам дано…» — один куплет в исполнении Ирины Лободы

«Ах, эти утренние женщины» — один куплет в исп В. Бегунова

Ножкина читает:

Ко мне охладели друзья, да я и сама охладела

к тому, что не знает предела, —

не верю, когда — чересчур.

Не надо жалеть, не хочу

прослыть сиротою казанской,

но жаль, что стальным показался

вам мой близорукий прищур…

Ведь нет льда и нет стали,

а есть вода в чайнике на огне,

и есть года, чтобы мы наверстали,

и чтоб друзья возвратились ко мне.

Отбивка — На экране – фото Качановой и Козлова

Сахабутдинова Лиля: Рука об руку уже много лет идут рядом Ольга Качанова и Вадим Козлов (на экране фото с Вадимом Козловым, на его фоне

Фарит читает:

Говорите по-птичьи, я вам подыграю на струнах гитарных,

хоть не знаю ни слова на вашем дурацком наречье, —

между нами отличий не больше,

чем после дождя у камней тротуарных,

или после дождя же – у лиц человечьих.

Говорите по-птичьи, по-польски, немецки ли, русски – не важно,

потому что у всех у нас только надежда –

чтоб выжить – как средство.

И не так, чтобы выжать два слова по капле

или выждать две даты на камне однажды,

а по-птичьи прожить, без умолку,

до нового детства.

Николай Хан исполняет песню Вадима Козлова «Хозяюшка» (аккомпанирует В.Бегунов), исполнили и резко отходят.

Сколько было сил – колесил,

Видел разное,

Но тогда не считал

Я и лет своих.

Не служил ещё, не любил,

Жил да праздновал,

Не просил, не прощал,

Вот и бедствую.

Не суди, отец, что хотел

Я не спел ещё,

Может, вам и видней,

Всё-то знающим.

И не надо, мать, горьких слёз,

Их смахни со щёк,

Да и ты не гони в ночь, хозяюшка.

Отпою себя, не любя,

Раньше времени,

Да потом и не раз

Стану каяться.

Разругаюсь вдым со своим

Певчим племенем,

И опять к старикам

В ноги кланяться.

Не суди, отец, что хотел

Я не спел ещё,

Может, вам и видней,

Всё-то знающим.

И не надо, мать, горьких слёз,

Их смахни со щёк,

Да и ты не гони в ночь, хозяюшка.

Звуковая отбивка, на экране – Анатолий Марынкин

Ножкина: — Не верь, не бойся, не проси – так называется второй диск песен Анатолия Марынкина и книга его стихов и песен. Анатолий Марынкин с 80-х годов и по сей день в строю бардов Алматы и с 1982 года возглавляет клуб «Тоника». От его песен веет теплом бардовской классики.

Бегунов и все – исполнение песни А.Марынкина «Музыкальный дом»

В краю, где вечный бой добра со злом,

Где вьётся нить душевных разговоров,

Без зависти, обмана и раздоров

Стоит, со всех сторон открытый, дом.

Мы музыкой заполним этот дом,

Поведаем о самом сокровенном,

Пусть это может быть несовершенно —

Во что мы верим и о чём поём.

И как солдаты в праведном бою,

Спасающие полковое знамя,

Мы отдадим идущим вслед за нами,

Как флаг, живую музыку свою.

Звуковая отбивка – на экране Кузьмич

Невская Лена: Первая половина 80-х высветила ещё одного лидера бардовского движения – Анатолия Белоусова, которого все по-доброму называют — Кузьмич. Это на его плечах долгие годы в единственном варианте держался архив алматинской АП, но кроме этого он умеет удивить алматинскую публику своей сатирой и собственными песнями на стихи понравившихся поэтов.

Невский Саша: Душой давно поэт ты, а не слесарь,

Года, не спрашивая прут и прут.

Ты поневоле вроде бы как Цезарь,

Я добровольно вроде бы как Брут.

Ты поневоле обаяньем дышишь,

Я добровольно вроде бы как таю.

Ты поневоле как бы стихи пишешь,

Я добровольно вроде бы как хаю

Тебя — пока от славы не раздуло,

Твои творенья — как бы -“Песни века”.

Ты в Интернете — как бы Калигула,

Я на подворье, вроде как Сенека.

Звуковая отбивка – на экране Алексей Петров

Сахабутдинов — Алексей Петров вышел из дворОвых песен. В клуб «Тоника» пришёл в 1985, и здесь уже пополнил бардовскую копилку туристскими песнями. В настоящее время живёт в Мюнхене.

Сахабутдинов и все – песня Петрова «Облака»

Вот бы мне облака

завязать в узелочек,

Вот бы эти вершины

сложить в чемодан…

Где бы, я не ходил,

— сердце как молоточек,

— гонит ноги к горам,

гонит ноги к горам…

А на горе моей высокой

мне уж до звёзд не так далёко,

а по горе гуляет «солнце»

в жёлтых штанах…

здесь оказавшись ненароком

случай для вас вдруг станет Роком

если тепло ещё гнездится

в ваших сердцах, в ваших сердцах…

Как хотел бы я вас

в свой рюкзак уместить бы,

своих старых друзей

и конечно тебя,

Так бы вас за спиной

по горам и носил бы…

жаль рюкзак маловат,

маловат у меня…

Я привезу вам всем рябины

и эдельвейсов две корзины…

или звезды упавшей с неба

тёплую сталь…

и не смотри ты так печально,

выбрал я горы – не случайно,

просто порой не терпят ноги

горизонталь, горизонталь…

Вот бы мне облака

завязать в узелочек,

Вот бы эти вершины

сложить в чемодан…

Где бы я не ходил,

— сердце как молоточек,

— гонит ноги к горам,

гонит ноги к горам…

Звуковая отбивка – на экране Андрей Курбатов

Читает Хан: Эх! Взять бы все это — всю стыдность и стадность,

тоску и остуду, всю сирость и серость —

Да оземь! Да трижды! Чтоб жить захотелось

не волглою воблой, не бабочкой в гриле.

Зажить человеком! В свободе и силе!

Так нет же, дружище,

с собой бы ужиться,

собой бы остаться,

да жить — не скитаться…

Бегунов: Андрей Курбатов приехал в Алма-Ату из Перми и в середине 80-х пришёл в «Тонику» как состоявшийся исполнитель. Здесь он активно начал писать песни. Андрей и по сей день (правда, в уже редких выступлениях) отличается яркой артистической манерой подачи песни.

Бегунов исполняет фрагмент песни Курбатова

Как просто – не было зимы…

Тепло, по-мартовски недужно,

Не холодно, не зло, не вьюжно…

Как просто не было зимы.

И не случалось холодов,

Морозной изморози веток,

Тех одиночеств, тех наветов,

Сварливых вьюг, недобрых слов.

Где так нелегок груз земной –

Когда вопрос и без ответа.

И, как средь этих теплых зим,

Как глина или мякиш хлебный,

Ты стал податливо глухим

И стал доверчиво небрежным.

Но срок всему. Печаль не в прок.

Нет, жизнь меня не забывала,

Так ясно музыка играла,

Пустот не зная между строк.

Что ж, жизнь не ведает пустот.

И свет от времени меняет,

То черною дырой зияет,

То солнце в радости сияет,

То лунный холод отдает.

Так как же все-таки зима?

Её и календарь отметил

И трудно было не заметить,

Как Новый год стучит в дома.

Мы ж этой радости верны,

Оденемся, преобразимся

Да будет свет в глазах и лицах,

Да не останемся немы,

Да не дадим вину пролиться.

Как просто – не было зимы…

Тепло, по мартовски недужно,

Не холодно, не зло, не вьюжно…

Как просто не было зимы.

Звуковая отбивка. На экране слайд – Наталия Приезжева

Сахабутдинова Лиля: — Становление Натальи Приезжевой как автора тоже произошло в Алма-Ате. Её бросало от бардов к эстраде, от собственных строчек до стихотворений Городницкого, от детских песен до гитарных экспериментов

(начинает звучать песня Приезжевой в записи «Летит над миром», мы подхватываем и заканчиваем петь, Володя Бегунов и Вета Ножкина – аккомпанемент.

Gm

Летит над миром музыка души,

D7

Тех мастеров волшебного звучанья,

Чьи звуки ты запомнить поспеши

Gm

До дней своих последних окончаний.

G

Летит над миром музыка судьбы –

Cm

Моей надежды робкое рожденье,

F B

Моей души высокой восхожденье

Cm D7

По краю нот узорчатой резьбы.

Cm D7

По краю нот узорчатой резьбы.

Gm

Летит над миром музыка чудес,

D7

Которых нам так часто не хватает,

Волшебных звуков нежный полонез

Gm

В вечерний час гармонией встречает.

G

Летит над миром музыка любви,

Cm

К той самой музыке, её кумирам,

F B

И только музыка пусть правит миром,

Cm D7

Горит огонь божественный в крови.

Горит огонь божественный в крови.

Звуковая отбивка. Фото Юна

Хан: Владимир Юн наполнил бардовскую песню Алматы и всего Казахстана горными мотивами. Его мужскую лирику подхватывали альпинисты, спасатели. В его песнях ещё сохранена романтика и отвага, дружба и искренность.

На экране – фотофильм о Юне и отрывок из его песни — поём поверх, но не сначала.

Отбивка, на экране – заставка: Владимир Бегунов.

На фоне фильма Лобода Ирина: — Он пришёл в песню в 80-х вместе с Насером, Ольгой Качановой и Андреем Курбатовым. А потом 20 лет его бросало по дальним странам…Сегодня Владимир — самый плодотворный автор, горящий песней, и дорожащий словом.

Ножкина: Размотать свой клубок до конца,

До небес иль во чрево земное.

Грудью в грудь – не увидеть лица,

А в объятьях — не видимо вдвое.

Хан: Тот конец, что в начале пути,

С пуповиною матери связан.

Кто его не сумеет найти,

От клубка своей жизни отвязан.

Все исполняем песню В.Бегунова «Давайте споём вполголоса»

Давайте споем в полголоса,

Для тех, кто нас будет слушать

Про жизни цветные полосы,

Про руки друзей, про души.

Возьмемся, как прежде, за руки,

Чтоб сердце нам в такт стучало

О тех, кто привил нам навыки,

Чтоб помнить свое начало.

Песня — это не танец,

Песня — это беседа.

Песня с нами осталась,

Чтоб отвести все беды.

Солнце ль палит нещадно,

Вьюга ль руки нам студит —

Все у нас будет ладно,

С песней нам легче будет.

Давайте споем в полголоса

Для тех, кто не смог вернуться.

Пусть ветер нам треплет волосы,

Но надо нам обернуться

На тех, кто по грани лезвия

Шагал, не считая раны,

Ведь жизнь — не всегда элегия,

Зима не всегда — бураны.

Песня — зрелости почва,

Песня — души сплетает,

Каждое слово — кочка,

Каждый аккорд летает.

С песней легче в небо,

С песнею крепче корни.

Кем бы ты в жизни не был,

С песнею легче — помни.

Давайте споем в полголоса

О тех, кто пройдет за нами,

О тех, кто — зерно от колоса,

О тех, чья мы соль и память,

О тех, кто поднимет на руки

Планету, что мы держали.

Давайте возьмемся за руки,

Чтоб сердцем мы не устали.

Песня — воля и сила,

Песня — наша победа,

Как бы жизнь не крутила,

С песней пройдены беды.

Дети — наша опора,

Память — наша подмога.

Нам уходить не скоро…

С песней нас будет много.

Звуковая отбивка. На экране – Сергей Неверович и его голос несколько строчек – песня «Снимается кино»

Сахабутдинов (поёт): «Морской вокзал»

Так, видимо, издавна заведено,

Что каждый — и я, и ты,

Однажды обязан на шаре земном

Оставить свои следы.

Один строит мир, чтобы все «от» и «до»

Шагали в одном строю,

Второй строит ласточкино гнездо,

А третий свою семью.

А я бы построил морской вокзал.

Отсутствие моря не в счёт.

И каждый бы вечер ходил на причал,

И ждал бы твой пароход.

Хан : Бей, звонарь, в колокола… — 1,5 куплета

Бей, звонарь, в колокола

На весь белый свет,

Ты ж, звонарь – поэт,

Ты же — вольный ветер.

Достучишься до небес,

Передай привет

Тем, кого здесь нет,

Так давно здесь нету.

Ты им просто расскажи, что у нас весна,

Что у нас стрижи вернулись домой,

Ты ладоней не жалей, ты звони без сна,

Ради бога дозвонись, дорогой.

Ты ладоней не жалей, ты звони без сна,

Ради бога дозвонись, дорогой.

Все исполняют песню «Мы так неслись сквозь гарь и дым…»

Мы так неслись сквозь гарь и дым,

Что от движения такого

Теряли лошади подковы

На счастье путникам другим.

То счастье — кованая сталь,

Любой кузнец за пять целковых

Такое выкует нам снова,

И кони дальше полетят.

Мы так и жили — кровь за кровь

И перестали удивляться,

Что кони продолжают мчаться,

Когда теряют седоков.

Седлу пустым недолго быть,

В седло опять врастает кто-то,

Чьи плечи, мокрые от пота,

Нам помогают дальше жить.

Мы так неслись сквозь гарь и дым,

Что от движения такого

Теряли лошади подковы

На счастье путникам другим.

Ножкина: Сергей Неверович родился в Целинограде. В Алма-Ате окончательно осел после томского политехнического, где и начал писать песни, которые уже тогда, а тем более сейчас, полны ответов на главный вопрос жизни – как оставаться Человеком с большой буквы.

Звуковая отбивка. В кадре – баннер «Остров песни»

Лобода: Из почти ста алматинских авторов мы коротко рассказали только о тринадцати.

Бегунов: Информацию по авторам, исполнителям всех городов Казахстана вы можете найти на нашем сайте — «Остров песни» (на экране заставка Остров Песни – большой банер с тенями на нём надпись «Летопись. Авторы Алматы, часть 1)

Хан: Разделите с «Островом» радость общения!

Все: Мы — с вами!

Все исполняют песню «На островке песни»:

На островке песни

Сложены строки в годы,

И жить легко, если

Вместе нам по дороге.

На островке будней

Стих – как маяк взгляду,

И хорошо рядом

Здесь мы и жить будем.

Пока нет потерь,

И дел нет до слов лишних,

И рифы и мель

Там где-то, а здесь – дышим

Полною грудью вдыхая зарю,

На выдохе – песня,

В созвучьях поют

Вместе и порознь

Каждый – про жизнь свою.

Надо всего малость:

Сказать, улыбаясь: — Здравствуй!

Чтобы на всех достались

Куплет и запев счастья,

И по волне память

О тех, кто не пел пресно,

О тех, кто в стихах с нами,

Кто души лечил песней.

2011, июнь