Сентябрь таил в себе запахи спелых яблок и костров, пожирающих сухие листья и ветки. Жёлтые домики клюквы, как кувшинки раскрывали маленькую ягодку-дюймовочку и ожидание, что ягодка окажется сладкой, томило и переполняло. А около дома на старом тополе жил ворон. Он каркал постоянно, а когда замолкал, мама говорила, что это не к добру. По субботам копали картошку и готовили под зиму огород. Сырость уже холодных ночей заставляла подтапливать печку, и аромат пареной тыквы с калиной наполнял сенки. В стайке висели ровными рядами берёзовые веники, калина, травы,чеснок, лук, и лежали ровными поленицами дрова. Вечерами я любила запираться в фотолаборатории. Разглядывание летних и старых плёнок под красным светофильтром придавало сказочность всему происходящему. Но уже тогда крутились в голове вопросы: для чего живу, зачем?
Сейчас уже смотрю на своих детей и вспоминаю, как мне хотелось творить каждую минуту, особенно, когда в душе рос столб вырывающегося наружу состояния. Теперь уже я знаю, что это называется вдохновением, а тогда…Оно баловало меня своим теплом, и я постоянно что-то придумывала, записывала, сочиняла. Когда сын Пашка в детстве брался за ручку и блокнот и просил «…ну ещё немножечко, ну ещё чуть-чуть» не выключать свет, как я его понимала, и радуясь этим моментам, думала – пусть пишет, пусть не растеряется влюблённость по отношению к творчеству, пусть лепит из глины, рисует, сочиняет рассказы, стихи и песни, пусть радует этим других.
Первую настоящую, полностью свою песню я написала в девятом классе. Выпал первый снег. И его непостоянство я соотнесла с первой любовью, которая исчезла, не успев чётко очертить свои контуры. Она появилась, как мечта о любви в образе, который ещё когда-нибудь обязательно придёт и готов будет отдать за меня всю жизнь. Но он пришёл, не осознавая, что это навсегда…Поэтому снег растаял, только слегка прикоснувшись к земле лёгким поцелуем.
И первый снег, как первая любовь,
Порадует, но чем-то опечалит,
И я вчера закрою на засов,
И я сегодня с завтра обвенчаю.
И первый снег, как первая любовь,
Земли коснётся лёгким поцелуем,
И, как всё первое, он неминуем,
Но постоянным быть он не готов.
Ко мне вернётся ровно через год
Снег – наяву, любовь – загадкой строф,
И мне напомнит партия для нот
И первый снег, и первую любовь.
Пусть музыкальный лад воскресит во мне
Мой душевный кров – снежную любовь.
Я не была готова воспринимать окружающее иначе, нежели вложили в меня родители. Навязывание жизни, в которой надо было только так, как положено, давать уроки, а не где-нибудь на природе, только сидя на стуле, или ходя по классу, но ни в коем случае не сидя на учительском столе, — продолжалось. А что это такое – на уроки с гитарой? Не-нор-маль-ная! С учителями отношения складывались не очень. Разве только с моей классной – Гертрудой Вениаминовной, да с несколькими молодыми учителями, которых ещё не зажали тиски шор. Они разделяли мои фантазии, и вскоре появилось содружество учителей, которые организовывали КВН с учениками, потом давали театрализованные вечера, а настоящим итогом содружества стали интегрированные уроки. В уроках самым неожиданным образом сливались литература, физика, химия, биология. Мы разработали три ступени «Экологии отношений», рассматривая«экос» – как чистоту земли, изначально данную нам, землянам, во владение. Мы считали, что от нас зависит – каким будет будущее. И не сомневались, что мы на верном пути.
Первый этап предполагал главенствование акцентов на взаимоотношении в параллели«человека и природы». Второй – «человек – Человек». Третий «Человек – космос». И каждой параллели соответствовали стройные, продуманные цепи из сообщающихся между собой предметов. Но всё это мы могли творить только на внеклассных занятиях, поэтому и подборка произведений была внепрограммной. Так, в курсе «человек –природа» мы спешили познать мир вместе с Санькой из повести «Век живи – век люби» Валентина Распутина (это у восьмиклашек). В пятом классе взяли за основу «Маленького принца» А. Экзюпери.
У Астафьева, Габышева, Айтматова, Алексиевич мы учились благоразумию, преданности, любви и ненависти.
Урок «Человек – Космос» в десятом классе построили на произведении Александра Меня «Сын Человеческий», где физик и биолог доказывали материальность нашего мира, а математик выдвигала формулы существования мира потустороннего. Этот необычный урок доказывал нам всем гармоничность существующего пространства жизни. Он показывал безграничность человеческих возможностей, и казалось, закончится урок и жизнь станет другой – лучше, чище…